Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Инновационное предпринимательство». Инновации вообще занимают важное место в любой экономике. Они выступают тем элементом, который обеспечивает прогресс, развитие, поиски новых способов производства, технологий, продуктов. Государству необходимо поддерживать инновационное предпринимательство, от него напрямую зависит уровень развития экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………5
1.1. Общие признаки цивилизованного предпринимательства………………..5
1.2. Инновационное предпринимательство……………………………………10
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике отрасли.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управлении ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.

1.2. Инновационное  предпринимательство

Активным фактором экономического развития страны, коммерциализации, творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством обычно понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Это предпринимательство основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия.

Как правило, наиболее эффективным  субъектом хозяйственной деятельности инновационного предпринимательства являются малые инновационные предприятия (МИП). МИП представляют собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков готовой техники, создателей инноваций. Именно с эти двух позиций необходимо оценивать слабые и сильные стороны МИП.

Сильные стороны МИП:

• Короткая деятельность инновационного цикла.

• Прямые и персональные контакты с партнерами.

• Быстрое принятие управленческих решений.

• Высокая мотивация  труда.

• Низкий уровень накладных  расходов.

• Гибкая реакция на научно-технические достижения.

• Динамическая ориентация на спрос потребителя, свободные  рыночные ниши.

• Отсутствие бюрократических  структур в организации.

• Минимальная иерархия в менеджменте.

Слабые стороны МИП:

• Низкий профессиональный уровень менеджмента.

• Незначительные возможности внешнего финансирования, в числе кредитования.

Высокий уровень риска  в предпринимательской деятельности.

Незначительная степень  разделения труда и специализации  рабочих мест.

• Ограниченные возможности  удовлетворения масштабного спроса.

Персонифицированная ответственность  за финансовые результаты деятельности.

• Отсутствие синергического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений.

Анализ слабых и сильных  сторон МИП объективно свидетельствует  о том, что наиболее результативно сильные стороны его проявляются в связи с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением новых рынков. Несмотря на высокую степень риска, связанного с вероятностным характером самих инноваций, МИП имеют по сравнению с крупными инновационными предприятиями достаточно высокие шансы на предпринимательский успех. МИП осуществляют инновации, как правило, не требующие значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время МИП способны в наибольшей степени снижать социальную неопределенность в кризисных ситуациях, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.

В сфере прикладной науки имеет место сочетание двух встречных тенденций, в организационном ее развитии - интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются новые организационные структуры - инкубаторы, технопарки и технополисы.

Инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности МИП, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления МИП материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор - коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы и ядра будущих технопарков и технополисов представляется оптимальной тактической мерой.

Технопарк это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, ВУЗы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.

Наивысшим проявлением  интеграционной тенденции является технополис. Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных организаций, которые связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации.

В Германии, например, функционирует  около 3-х млн. малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют 99.6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивают почти половину валового национального продукта и примерно 50% валовых инвестиций страны, 2/3 общего числа рабочих мест. На них приходится сегодня 75% выдаваемых патентов.

В России в 1998 г. функционировало 38,8 тысяч МИП (из них 16 % приходилась на Санкт-Петербург). Их доля в общем объеме выполненных работ составила 68,9 %. Среднемесячная численность работающих в МИП от всей численности составила 61%. Следовательно, производительность труда (выработка на одного человека) у работников МИП выше, чем у работников традиционных научных организаций на 1,13 раза.

В развитых странах малый  бизнес обеспечивает примерно половину всех инноваций. В США количество инноваций в мелких фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, мелкие фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств. До трети расходов мелких фирм на НИОКР в той или иной фирме финансируется государством. Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства - Администрация по делам малого бизнеса и национальный научный фонд. Федеральное правительство, осуществляя финансовую поддержку программ стимулирования малого бизнеса в науке, постоянно совершенствует формы такого финансирования. В США МИП рассматривается как один из важных источников экономического роста и ускорения научно-технического прогресса. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода «инновационного климата», т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых форм, и в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических инноваций.

Главным содержанием государственной  инновационной политики в отношении малого бизнеса в США является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь можно видеть два направления государственной политики:

1. Целенаправленное финансирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства), которое осуществляется в трех формах:

a) Безвозвратного субсидирования (предоставление грантов) 

b) Предоставление льготных займов 

c) Через заключение контрактов  на разработку новой продукции и технологии

2. Привлечение частного капитала  к финансированию деятельности  МИП. 

Государство вполне может  достичь эффекта, не выделяя прямо  средства из бюджета, а стимулируя и создавая льготные условия для их притока из внутренних и внешних источников, используя аппарат косвенного регулирования. В этом случае достигается, с одной стороны, экономия средств расходной части бюджета, а с другой - создаются условия для исполнения госбюджета за счет самостоятельного развития инновационного бизнеса, т.е. увеличения притока средств в виде налогов с предприятий и частных лиц. Кроме того, создаются условия для насыщения местных рынков, развития территориальных образований.

К косвенным методам государственного регулирования малого бизнеса в  российской экономике можно отнести:

• льготное налоговое  законодательство;

• льготное инвестиционное, лицензионное, таможенное законодательство для отечественных  и зарубежных инвесторов венчурных  фирм;

• стимулирование соединения в организационной  форме малого бизнеса отечественной прикладной науки и зарубежного опыта исследований и разработок вне зависимости от места их нахождения.

Основные проблемы, связанные  с развитием МИП в России, сводятся к следующему.

Во-первых, развитие МИП  дает стране экономический эффект в  том случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определяющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции. МИП хороши в инициировании новых пионерных товаров и технологий на начальных стадиях их разработок, но затем они нуждаются (в случае успеха) в мощной поддержке со стороны крупных фирм, обладающих финансовыми и технологическими возможностями для тиражирования достигнутых результатов. Малый бизнес по оказанию специфических инжиниринговых услуг также связан с крупным наукоемким производством - основным потребителем этих услуг. Сегодня в России сложилась ситуация, когда инвестиции в новые технологии могут себе позволить банковский сектор, некоторые предприятия топливно-энергетического комплекса, торговля. Уже сейчас имеются десятки уникальных разработок, которые невозможно запустить в серию из-за кризисного положения промышленных гигантов. Таким образом, меры по поддержке МИП должны быть теснейшим образом связаны со стабилизацией положения крупных производителей, со становлением производства в мощных финансово-промышленных группах. В противном случае средства, потраченные на поддержку МИП, не дадут того эффекта, на который рассчитывали полученные МИП результаты «лягут на полку» или будут перекуплены зарубежными конкурентами (за российские деньги будет повышаться конкурентоспособность зарубежных товаров).

Во-вторых, меры государственной  поддержки сегодня адресованы всему малому бизнесу без различий в характере этого бизнеса, хотя очевидно, что разные виды малого бизнеса нуждаются в совершенно разной поддержке. Можно выделить как минимум три группы малого бизнеса, поддержка которых должна быть дифференцирована: малый бизнес в сфере услуг (здесь особо следует выделить торгово-посреднические услуги), малый бизнес в сфере производства и МИП.

Каждый из этих видов  малого бизнеса имеет совершенно разную степень риска, вносит разный вклад в экономическое и социальное благополучие страны. Когда приводят впечатляющую цифру наличия в России около 900 тыс. малых предприятий, на которых занято около 7 млн. человек в 1998 г., то забывают о том, что большая их часть прямо или косвенно основана на идее «купить за рубежом - продать в России». Этот вид малого бизнеса позволяет насытить рынок России товарами, экономит время получателя, но в то же время активно подрывает позиции российского производителя, способствует проникновению некачественных товаров, утечки конвертируемой валюты за рубеж, часто уклоняется от уплаты даже льготных налогов. С нашей точки зрения, такой малый бизнес нуждается в минимальной поддержке. Основой для предоставления льгот должен стать не столько размер фирмы, сколько характер деятельности.

В-третьих, значительная часть структур, созданных для поддержки инновационного бизнеса, работает с фирмами, весьма далекими от проблем создания новых товаров и технологий. Аналогичным образом, значительная часть фирм, зарегистрированных как МИП, реально заняты торгово-закупочной, посреднической и другими видами деятельности, несвязанными с их формальным профилем. Иногда подобные трансформации происходят постепенно, под влиянием сложившихся обстоятельств. Но чаще всего включение в устав фирмы видов деятельности, связанных с наукой и новыми технологиями - это заведомый обман. Средства, якобы направленные на НИОКР, на технологическое обновление, идут на совершенно другие цели. Делается это для того, чтобы получить налоговые и другие льготы. Данное явление приобрело массовый характер, о масштабах которого можно только догадываться.

Таким образом, практика подтверждает важность серьёзной государственной поддержки МИП как высокоэффективного средства преодоления тенденций монополизации рынка информации и новейших технологий крупными фирмами. Важным элементом такой поддержки, позволяющим снизить идущие от внешней среды риски, является создание инфраструктуры (в виде МИП), которая обеспечивает успешное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла.

 

 

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия