Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом-инновационная деятельность.

Содержание

Введение
Раздел 1. Инновационные деятельности
1.1 Инновации их экономическая сущность, значение и классификация, роль инновации в развитии предприятия
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
Раздел 2. Анализ инновационной деятельности
предприятия ОАО «Северсталь»
2.1 Организационная экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Инновационный план ОАО «Северсталь»
2.3 Анализ показатели инновационной деятельности
Раздел 3. Повышение эффективности инновационной
деятельности предприятия
3.1 Направления повышения эффективности инновационной деятельности
3.2 Обоснования повышения эффективности инновационной деятельности предприятия по инновационной разработке
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ekonomikA-predpriyatiya inwestisiya.docx

— 85.87 Кб (Скачать)

     - специфика  самого инновационного процесса  как объекта управления.

     Инновационные  процессы рассматриваются как  процессы, пронизывающие всю научно-техническую,  производственную, маркетинговую деятельность  производителей и, в конечном  счете, ориентированные на удовлетворение  потребностей рынка. Важнейшим  условием успеха инновации является  наличие новатора-энтузиаста, захваченного  новой идеей и готового приложить  максимум усилий, чтобы воплотить  ее в жизнь, и лидера-предпринимателя,  который нашел инвестиции, организовал  производство, продвинул новый товар  на рынок, взял на себя основной  риск и реализовал свой коммерческий  интерес.

     Новшества  формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок  конкуренции инноваций. Инновационный  процесс обеспечивает внедрение  научно-технического результата  и интеллектуального потенциала  для получения новой или улучшенной  продукции (услуг) и максимальный  прирост добавленной стоимости.

Таблица 1.1.

Обобщенная классификация  инноваций по признакам.

     Признак классификации 

Виды инноваций 

С точки зрения цикличного развития

- Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие 

В зависимости от степени  использования научных знаний

Основанные на:

- фундаментальных научных  знаниях

- научных исследованиях  с ограниченной областью применения

- существующих технических  знаниях

- комбинации различных  типов знаний

- использовании одного  продукта в различных областях

- побочных результатах  крупных программ

- уже известной технологии 

С точки зрения структурной  характеристики

- На входе

- На выходе

- Нововведения структуры  предприятия 

С точки зрения увязки с  отдельными сферами деятельности

- Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные 

В области управления

- Инновации продукции

- Инновации процессов  (технологических)

- Инновации рабочей силы

- Инновации управленческой  деятельности 

С точки зрения назначения

- Для потребления в  качестве товара массового спроса

- Для промышленного потребления  в гражданских отраслях

- Для потребления в  оборонном комплексе 

По способу 

- Экспериментальные

- Прямые 

По стадии жизненного цикла 

Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса 

1

2

В зависимости от размера  экономического эффекта 

- Обнаружение новых областей  применения (повышает эффективность  в 10-100 и более раз)

- Использование новых  принципов функционирования (повышает  эффективность в 2-10 раз)

- Создание новых конструктивных  решений (повышает эффективность  на 10-50%)

- Расчет и оптимизации  параметров (повышает эффективность  на 2-10%)

По уровню управления

- Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного звена управления 

По срокам управления

- 20 и более лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет 

По степени охвата жизненного цикла 

- НИОКР

- Освоение и применение  НИОКР 

По объему

- Точечные

- Системные

- Стратегические 

По отношению к предыдущему  состоянию процесса (системы)

- Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

По назначению

Направленные на:

- эффективность

- улучшение условий труда

- повышение качества продукции 

По источнику планирования

- Централизованные

- Локальные

- Спонтанные 

По результативности

- Внедренные и полностью  используемые

- Внедренные и слабо  используемые 

По уровню новизны 

- Радикальные и изменяющие  или создающие вновь целые  отрасли

- Системные

- Модифицирующие 

 

   Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.  Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

   1.2 Инновационный процесс как объект управления

 

    Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

    Признание полезности  новой концепции или идеи конечным  потребителем вызывает изменение  внешней среды. Польза, полезная  функция - это отличие инновации  от открытия и изобретения.  Открытия и изобретения не  имеют социальной и экономической  ценности, если не становятся  основой инновации. Вторичное  внедрение относится уже к  обновлению.

    Целесообразно  ввести разделение: к инновациям  первого рода относятся новые  открытия, изобретения, идеи, впервые  внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство  и нередко финансируемые из  централизованных источников; к  инновациям второго рода относятся  изобретения, ноу-хау, идеи и  открытия, внедряемые повторно имитаторами,  т.е. такие новинки уже не  являются новыми в мире. Если  инновации первого рода не  обязательны для всех предприятий,  то инновации второго рода  обязательны для всех, и они  уже чаще финансируются за  счет кредитных источников в  венчурной и других формах.

     Создатель  новой технологии, т.е. инноватор,  исходит из таких критериев,  как уникальность и новизна;  а имитатор - из таких критериев,  как жизненный цикл изделия  и его экономическая эффективность.

    Уникальность  может быть достигнута лишь  в том случае, если персонал  предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками  в данной промышленной сфере.  Инновации крайне важны для  таких организаций, которые продают  лицензии.

    Под воздействием  современных изменений, тенденций  и процессов как в технике,  так и в экономике формируются  новые потребности, которые не  могут быть удовлетворены за  счет имеющихся результатов деятельности  людей. Возникают проблемы, решение  которых возможно лишь путем  конструирования новых средств  и изделий, новых организационных  форм, т.е. благодаря инновационной  деятельности людей, которая и  составляет содержание любой  инновации.

         1.3 Структура инновационного процесса

   В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

   1) выявление проблемной  ситуации (имитация инновации);

   2) формулировка целей  инновации;

   3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения о  целесообразности разработки инновации  определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение  проекта инновации;

7) подготовка объекта  к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

      Контроль  перехода от одной операции  инновационного процесса к другой  является действенным инструментом  управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения  инновации в значительной мере  определяется степенью беспрепятственности  прохождения по логической цепочке  операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь  от согласованности смежных подразделений  при переходе от одной операции  к другой и, конечно, от заинтересованности  организаций, выполняющих соответствующие  операции.

      Вслед за  экономическим освоением инновации  сначала на первом, а затем  и на остальных предприятиях  следует фаза ее эффективного  использования, которая характеризуется  постепенной стабилизацией затрат  и возрастанием эффекта в основном  за счет наращивания объемов  использования новшества. Именно  здесь реализуется основная часть  фактического экономического эффекта  инновации.

      Заключительная  фаза жизненного цикла инновации  - ее устаревание.

 

 

 

 

 

 

     Раздел 2. Анализ инновационной деятельности  

                    предприятия ОАО «Северсталь»

 

Основной мотив управления запасами - формирование специального страхового запаса для нейтрализации  колебаний в поставках и спросе, которые могут возникать по следующим  причинам: фактический спрос на продукцию  отличается от прогноза, сделанного отделом  маркетинга, что влияет на план производства; возникают проблемы с оборудованием; возникают проблемы по причине игнорирования  персоналом своих обязанностей; возникают  проблемы с выполнением поставщиками своих обязательств (сроки поставок, объем поставки, номенклатура поставки); возникают проблемы при реализации специфических для определенной страны рисков (таможня и др.); производственные мощности могут быть недостаточны для  удовлетворения высокого спроса на тот  или иной товар (услугу) в небольшой  промежуток времени.

Цель данной работы - изучить  подходы к формированию запасов  на предприятии в рамках управления оборотными средствами предприятия. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

раскрыть экономическое  содержание и структуру оборотных  средств предприятия;

охарактеризовать показатели эффективности управления оборотными активами предприятия;

рассмотреть подходы к  управлению запасами на предприятии;

дать организационно-экономическую  характеристику ОАО «Северсталь-метиз»;

проанализировать динамику состава и структуры оборотных  средств филиала «Волгоградский завод» ОАО «Северсталь-метиз»;

проанализировать динамику состава и структуры запасов  филиала «Волгоградский завод» ОАО  «Северсталь-метиз»;

предложить пути совершенствования  управления запасами на филиале «Волгоградский завод» ОАО «Северсталь-метиз».

Объектом исследования является филиал «Волгоградский завод» Открытого  акционерного общества «Северсталь-метиз», основная деятельность которого заключается  в производстве и реализации изделий  из черных, цветных металлов и других изделий производственно-технического назначения.

Предметом исследования выступает  организация системы управления запасами как составной части  оборотных средств предприятия. Хронологический период исследования составил 3 года - с 2005 по 2007 гг. Структура  данной работы сформирована в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введение обозначены актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования.

В первой главе раскрыты содержание понятия «инновационные деятельности предприятия», приведены показатели, отражающие эффективность использования инновационных средств, а также рассмотрены основные методы управления оборотными средствами и в частности запасами.

Во второй главе дана организационно-экономическая  характеристика ОАО «Северсталь-метиз», проведен анализ динамики состава и  структуры оборотных активов  и запасов на предприятии.

В третьей главе предложены рекомендации по повышению эффективности использования инновационных средств с целью управления товарными запасами.

В заключение обобщены выводы и результаты проведенного исследования.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»