Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом-инновационная деятельность.

Содержание

Введение
Раздел 1. Инновационные деятельности
1.1 Инновации их экономическая сущность, значение и классификация, роль инновации в развитии предприятия
1.2 Инновационный процесс как объект управления
1.3 Структура инновационного процесса
Раздел 2. Анализ инновационной деятельности
предприятия ОАО «Северсталь»
2.1 Организационная экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Инновационный план ОАО «Северсталь»
2.3 Анализ показатели инновационной деятельности
Раздел 3. Повышение эффективности инновационной
деятельности предприятия
3.1 Направления повышения эффективности инновационной деятельности
3.2 Обоснования повышения эффективности инновационной деятельности предприятия по инновационной разработке
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ekonomikA-predpriyatiya inwestisiya.docx

— 85.87 Кб (Скачать)

Следующие три источника  нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение  за пределами предприятия или  отрасли. Это:

  1. демографические изменения;
  2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного  типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создавшимся  изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в  источник развития?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важными  являются третье и седьмое, так как  они носят наиболее радикальный  характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два  первых. Старая пословица гласит: "необходимость  есть мать изобретения". В данном случае изменение основывается на потребности  практики, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.) Вместе с тем  реализация этого типа изменений  предполагает необходимость понимания, что:

  • недостаточно прочувствовать потребность, важно познать и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;
  • не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении  проблемы этого типа необходимо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в  наличии необходимые знания или  их нужно получить? Соответствуют  ли наши решения привычкам, традициям  и целевым ориентациям потенциальных  потребителей? Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе "новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

  • тщательного анализа всех необходимых факторов;
  • ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
  • организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

    1.1 Инновации, их экономическая сущность, значение и    

  классификация,  роль инновации в развитии  предприятия

 

     Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

 Инновация - это развивающийся  комплексный процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности  работы предприятия. При этом  инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а  объект, успешно внедренный и  приносящий прибыль в результате  проведенного научного исследования  или сделанного открытия, качественно  отличный от предшествующего  аналога.   Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного  знания в научно-техническую идею  и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте  можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

   Первый подход  отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация  определяется как процесс преобразования  ради выпуска готовой продукции.  Это направление распространяется  в период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процес с научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

   Таким образом,  инновации, во-первых, должны носить  рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

    Инновационный  процесс - это процесс преобразования  научного знания в инновацию,  который можно представить как  последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.       

    Инновационная  деятельность - это деятельность, направлена  на использование и коммерциализацию  результатов научных исследоваемой  и разработок для расширения  и обновления номенклатуры и  улучшения качества выпускаемой  продукции, совершенствования технологии  их изготовления с последующим  внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

    Инновация может  быть рассмотрена как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

      Инновация  имеет четкую ориентацию на  конечный результат прикладного  характера, она всегда должна  рассматриваться как сложный  процесс, который обеспечивает  определенный технический и социально-экономический  эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды  (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

     - состояние  внутренней среды данной хозяйственной  системы (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры,  сложившаяся организационная структура,  внутренняя культура организации,  связи с внешней средой и  т.д.);

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»