Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 06:06, курсовая работа
Цель работы – исследовать инновационное развитие банковской деятельности в России и за рубежом.
Задачей данной работы является рассмотрение таких вопросов как: понятие инновационной деятельности, классификация инновационной деятельности, инновационная банковская деятельность в России и за рубежом, перспективы развития инновационной банковской деятельности в России.
Введение. 6
Глава1. Характеристика инновационной банковской деятельности. 8
1.1. Понятие инновационной банковской деятельности. 8
1.2.Классификация банковских инноваций. 10
Глава2. Банковская деятельность и перспективы её инновационного развития. 13
2.1. Инновационная банковская деятельность в России. 13
2.2. Инновационная банковская деятельность за рубежом. 18
2.3. Перспективы инновационного развития банковской деятельности в России на основе зарубежного опыта. 22
Заключение. 29
Список литературы. 30
Приложение А 32
В настоящее время во многих развитых странах происходит переход от классической филиальной модели к модели дистанционного банковского обслуживания, и все больше операций проводится клиентами без визита в банк. В связи с переносом центра тяжести на дистанционное обслуживание функции существующей розничной сети постепенно сужаются и филиалы все более напоминают специализированные сервисные центры.
Эволюция банковской системы в сторону дистанционной модели банковского обслуживания обусловлена рядом объективных особенностей экономической и социальной среды, в которой существуют банки, и в первую очередь - изменениями в образе жизни людей, внедрением новых информационных технологий и автоматизацией банковских операций. Особое влияние оказывают следующие факторы:
Прежде чем начать анализ банковских инноваций, связанных с развитием дистанционного банковского обслуживания, следует разобраться с терминологией, которая в этой области еще окончательно не выработана, не стала общепринятой. Различные авторы несколько по-разному употребляют термины, постараемся упорядочить их.
К настоящему времени сложилась система, когда клиенты банка могут управлять своими счетами, а также осуществлять ряд операций дистанционно. Удаленное управление банковскими счетами может осуществляться различными способами:
Если при помощи различных технических устройств устанавливается стационарная связь между банком и клиентом, то такая система называется обычно Банк-Клиент, в случае, если клиент - юридическое лицо, и домашний банкинг, если - физическое. Но по сути дела, домашний банкинг есть вариант системы Банк-Клиент. С помощью таких систем юридическое или физическое лицо, напрямую подключившись к банку по электронным линиям связи, может осуществлять различные финансовые операции прямо из своего дома или офиса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что зарубежные банки имеют четкую динамику роста использования и внедрения технологических инноваций. Указанная тенденция свидетельствует о том, что при выходе на российский рынок зарубежные банки будут иметь значительное конкурентное преимущество перед российскими, если те вовремя не поймут всю значимость технологических инноваций для сохранения завоеванной доли рынка.
В связи с ростом доли иностранных кредитных организаций (таблица А), внедрение инноваций на основе зарубежного опыта является наиболее приоритетной задачей для увеличения конкурентоспособности в банковском деле.
Рассмотрим внедрение систем дистанционного банковского обслуживания. По данным исследования CNews Analytics в России в 2008 году систему Банк-Клиент использовало 94% коммерческих банков, входящих в ТОП-50 по размеру активов, систему Интернет-банкинга - 72%, систему Телефон-банкинга -26%. По данным опроса CNews Analytics, системы дистанционного банковского обслуживания в настоящее время имеют около 90% всех российских коммерческих банков .
Важным моментом в области технологических инноваций является возможность удаленного управления банковским счетом, что значительно снижает важность широкой сети банковских отделений. Для обслуживания клиентов требуются меньшие затраты и меньший объем инвестиций. Системы дистанционного обслуживания, разработанные специализированной компанией, экономичнее и удобнее, чем традиционные методы обслуживания. Помимо ряда преимуществ, важных для клиентов банка (экономия времени, удобство проведения расчетов, точность и контроль операций), они улучшают экономическую эффективность работы банка, обеспечивая ему финансовую выгоду.
Проведение банковских транзакций через телефонные центры обслуживания и Интернет оказываются более выгодными как для клиентов, так и для самих банков. Тем не менее, влияние технологических инноваций на банковскую сферу не столь однозначно. В Российской банковской практике периодически встречается совмещение телефон-банкинга и call-центра, что приводит к неудобству для клиентов, поскольку для получения любой справочной информации (в том числе по продуктам банка, а не счетам клиента), необходимо введение большого объема идентификационных данных клиента.
В настоящее время коммерческие банки используют внедрение технологических инноваций, как в процессе обслуживания клиентов, так и при осуществлении внутрибанковских операций. В частности, банки применяют технологические инновации при проведении платежей клиентов, электронном предъявлении счетов, депозитных, кредитных операциях, операциях с ценными бумагами и валютой. Применительно к бэк-офису банков (операционно-учётное подразделение, обеспечивающее работу подразделений, участвующих в управлении активами и пассивами организации) основной сферой внедрения технологических инноваций является построение CRM-систем и баз данных. Так же, в конкурентной борьбе, коммерческие банки расширяют клиентскую направленность систем дистанционного обслуживания.
Рис.
3 Клиентская направленность систем дистанционного
банковского обслуживания в российских
коммерческих банках.
Источник: Исследования
CNews Analytics, 2010
Из данных на рис. 3 видно, что свои услуги только для юридических лиц предоставляют 32% от их общего числа банков (в 2003 году — 66%); услуги только для физических лиц - 4% (в 2003 году - 11%) и 64% банков предоставляют услуги для обеих категорий клиентов (в 2003 году — 23%).
Расширение функций мобильной связи представляет собой важное направление в области совершенствования обслуживания клиентов. В настоящее время многие российские банки начинают внедрять услуги мобильного банкинга. По прогнозам компании Pyramid, Россия является одной из самых динамично развивающихся стран Европы в области внедрения мобильного банкинга.
Рис.
4 Оборот рынка Интернет-банкинга и Мобильного
банкинга в РФ. Источник: Исследование
MForum Analytics, 2009
По данным MForum Analytics, оборот российского рынка Интернет - банкинга и мобильного банкинга в 2008 году составил 20,4 миллиардов рублей. Прирост оборота рынка относительно 2007 года составил 54%(рис.4).
Реинжиниринг банковской деятельности с помощью внедрения таких технологических инноваций как Интернет-банкинг и Телефон-банкинг имеет ряд преимуществ, как для самих банков, так и для клиентов. Соответственно, потенциальные клиенты при выборе обслуживающего банка будут руководствоваться и наличием возможности удаленного доступа к банковским услугам с помощью Интернета и телефона (стационарного или мобильного). Отсутствие в коммерческом банке подобных услуг может привести к потере уже имеющихся клиентов и утрате конкурентных преимуществ на рынке.
Российская финансовая сфера занимает по отношению к таким технологическим инновациям, как call-центры и CRM-системы, консервативную позицию. Аутсорсинг (передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области) услуг операторских центров в банках носит пока ограниченный характер, но в ближайшие годы эксперты прогнозируют существенное изменение сложившейся ситуации. Проектов по внедрению собственных центров обработки вызовов, объединенных с CRM-системой, в коммерческих банках недостаточно, а те, что существуют, не всегда успешны. Тем не менее, крупные банки, заинтересованные в повышении своей конкурентоспособности, производят реинжиниринг своих внутрибанковских процессов.
Культура взаимодействия с клиентами в российских банках только начинает формироваться и, несмотря на низкую распространенность CRM-систем в российской банковской сфере, интерес к ним уже достаточно высок и будет усиливаться в дальнейшем.
Экономический эффект от реинжиниринга банковской деятельности с помощью внедрения CRM-системы можно оценить как:
Успешно разработанная и внедренная CRM-система позволяет банку: собрать информацию о каждом клиенте; определить целевых клиентов; разработать персональный пакет продуктов и услуг для каждого клиента; увеличить эффективность работы сотрудников; обеспечить более оперативные действия по ответам на запросы клиентов; своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Необходимо отметить, что система CRM внедряется в первую очередь в целях повышения конкурентоспособности банка на рынке, поскольку содержит полную информацию о взаимоотношениях с клиентами банка и способствует повышению лояльности клиентов.
Банковская сфера представляет собой разновидность деятельности, основной производственный процесс которой заключается в обработке информации. Любая автоматизированная банковская система для банка является основным средством производства. Вложения в средства производства и их постоянная модернизация являются ключевым фактором конкурентоспособности в банковской сфере.
При текущей ситуации на рынке для сохранения конкурентных преимуществ коммерческим банкам необходимо иметь возможность предоставить клиентам полный перечень услуг при помощи различных каналов доступа. Наличие какого-либо одного канала не гарантирует достаточного прироста клиентской базы.
Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на процесс внедрения технологических инноваций в российских коммерческих банках. В последний год коммерческие банки столкнулись с необходимостью сокращения расходов, как краткосрочного (для обеспечения ликвидности), так и долгосрочного характера. Таким образом, в создавшихся условиях клиентская база становится основным ресурсом банка, соответственно, задача по сохранению клиентской базы является приоритетной.
В условиях сокращения общего количества персонала перед банками стоит задача по увеличению эффективности, в частности путем автоматизации бизнес-процессов. Основными направлениями повышения эффективности являются расширение использования экономичных каналов взаимодействия с клиентами (SMS-банкинг, call-центры, дистанционное банковское обслуживание и офисы самообслуживания) и передача на аутсорсинг непрофильных внутрибанковских систем.
Конкуренция в российской банковской сфере ведется не на уровне самих услуг, поскольку их набор приблизительно одинаков, а на уровне дополнительного сервиса, который банк может предоставить своим клиентам. Технологические инновации дают возможность коммерческим банкам значительно модернизировать характер и пути взаимодействия клиента с банком.
Внедрение технологических инноваций в банковскую сферу является перспективным по целому ряду причин:
Для успешного внедрения технологических инноваций коммерческим банкам необходимо усилить внимание к проблемам, возникающим в связи с повышением уровня определенных видов риска, а регулирующим органам выработать принципы банковского надзора, учитывающие специфику электронных банковских услуг.
Основными тенденциями, возникающими в банковской сфере Российской Федерации под влиянием технологических инноваций, являются стандартизация предлагаемого клиентам сервиса, формирование новых сфер приложения банковского капитала, расширение доступа к наиболее перспективным клиентам, совершенствование методов систематического анализа данных.