Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 06:06, курсовая работа
Цель работы – исследовать инновационное развитие банковской деятельности в России и за рубежом.
Задачей данной работы является рассмотрение таких вопросов как: понятие инновационной деятельности, классификация инновационной деятельности, инновационная банковская деятельность в России и за рубежом, перспективы развития инновационной банковской деятельности в России.
Введение. 6
Глава1. Характеристика инновационной банковской деятельности. 8
1.1. Понятие инновационной банковской деятельности. 8
1.2.Классификация банковских инноваций. 10
Глава2. Банковская деятельность и перспективы её инновационного развития. 13
2.1. Инновационная банковская деятельность в России. 13
2.2. Инновационная банковская деятельность за рубежом. 18
2.3. Перспективы инновационного развития банковской деятельности в России на основе зарубежного опыта. 22
Заключение. 29
Список литературы. 30
Приложение А 32
В современной концепции инноватики принято различать: нововведения-продукты, нововведения-процессы; модификации продуктов и услуг. Остановимся на следующей классификации банковских инноваций:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что любая банковская инновация имеет те или иные свойства и поддаётся чёткой классификации.
В литературе по истории банковского дела выделяют, как правило, семь этапов становления современной банковской системы России за последние 80 лет . Основным признаком, позволяющем судить о качественных различиях в содержании банковской деятельности в исторической перспективе, является место банка в экономике в нынешний период и в период построения социализма на территории бывшего Советского Союза. Содержание банковской деятельности различается: во-первых, по интенсивности выполнения возложенных на банки государством контрольных функций за предприятиями; во-вторых, по формам централизованного перераспределения финансовых ресурсов внутри народного хозяйства, часть из которых государство реализовало через систему банков; в – третьих, по механизму регулирования государством кредитно-финансовой системы страны и банковской системы в частности. Государственная система перераспределения ресурсов не только не требовала финансовых нововведений, но и запрещала изменять условия перераспределения ресурсов. Банки как государственные учреждения, а не предприятия, не имели финансового результата как результата собственной экономической деятельности. Поэтому финансовые инновации как понятие отсутствовали в парадигме банковской деятельности доперестроечной России.
Инновационность банковской деятельности получила бурное развитие с началом реформы банковской системы. Содержательно внутри этапа становления современного банковского сектора России можно выделить несколько периодов, границы которым определили кризисы. Это – кризис межбанковского кредитования (август 1995 г.), который был локальным, системный кризис девальвации рубля и дефолта, объявленный правительством России (август 1998 г.). События 1998 г. завершили период бессистемного развития банковского сектора и привели к избавлению от неэффективных банков. В 1997 – 2000 гг. произошла оптимизация банковской отрасли и выполняемых ею функций в экономике и тем самым, завершился переходный период (дезинтеграция, кристаллизация, оптимизация) . В 2002 – 2003 гг. наметилась новая тенденция в банковской сфере – дефицит инвестиционных ресурсов, инструментов и проектов. В данный период инновационная составляющая развития банковского бизнеса выходит на первый план, так как повышения эффективности в условиях конкурентной среды возможно достичь, лишь переходя на новую стратегию привлечения ресурсов и повышения результативности их использования при неуклонном снижении маржи банков. С этого момента начинается развитие инновационной банковской деятельности в России .
Несмотря
на возникшую потребность в
Рис.
1 Доля стран в потреблении
технологических инноваций, 2008 Источник:
Исследования CNews Analytics, 2009
В настоящее время инновационный путь развития выбран в качестве приоритетного многими странами, в том числе и Россией. Внедрение и развитие инноваций и инвестиций в нашей стране представлено в официальном документе "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" .
Перспективы экономики современной России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом, связаны с актуализацией этого потенциала, преодолением зависимости от экспорта сырьевых ресурсов, развитием отраслей высоких технологий и обеспечением высоких темпов экономического роста. Политика государства, направленная на развитие и поддержание инновационной деятельности в стране, имеет целью сделать экономику страны передовой.
Сегодня степень использования в деятельности технологических либо иных инноваций свидетельствует о надежности и финансовой стабильности коммерческого банка, является определенным имиджевым фактором. Коммерческим банкам необходимо понимать стратегическую важность технологических инноваций в контексте долгосрочной перспективы развития своей деятельности. Инновации позволяют решать поставленные задачи, повышая одновременно объем и эффективность оказываемых услуг, а также стоимость акций самого банка.
Следует отметить, что в инновационной банковской деятельности основную роль играет сектор информационных технологий, позволяя своевременно не только разрабатывать, внедрять, но и поддерживать вновь созданные продукты и услуги. В начале 2009 года для банков, как одного из наиболее пострадавших от кризиса секторов экономики, стало приоритетным сохранение бизнеса и поддерживающей его инфраструктуры, сокращение бюджетов ИТ и других подразделений. При этом банки выбирали разные стратегии, в целом демонстрирующие правильное понимание роли ИТ в выживании бизнеса. По данным CNews Analytics, во втором квартале 2009 года 55% опрошенных ИТ-директоров банков говорили о снижении бюджетов, 30% - сохранили бюджеты в прежних объемах, 15% - увеличили расходы на ИТ. 50% банков пошли по пути "заморозки" ИТ-проектов. Стоит отметить, что в 2010 г. массовой "разморозки" не последовало. По данным 2010 года, остаются "замороженными" ИТ-проекты у более 42% банков-респондентов . По данным группы «Астерос», в 2009 г. падение отечественного рынка ИТ-услуг составило около 30-33%. Соответственно, восстановления до уровня докризисных показателей можно ожидать не раньше 2012 г., говорится в отчете компании. По структуре затрат на ИТ ситуация, по сравнению с 2009 г., кардинально не изменится, полагают в «Астерос». Более половины ИТ-бюджетов компаний – до 55% – будет приходиться на поддержку существующей ИТ-инфраструктуры. Причина остается прежней - число «выживающих» предприятий все еще превышает количество предприятий, делающих ставку на развитие, пояснили в компании.
Затраты на модернизацию в 2010 г. составят приблизительно 35% ИТ-бюджетов. Эта статья расходов возрастет в основном за счет реализации отложенного спроса на модернизацию в 2009 г.
Объем финансирования
Рис. 2 Прогноз ИТ затрат в 2010 году. Источник: Исследования CNews Analytics, 2010
Таким образом, в инновационной банковской деятельности в России сложилась следующая ситуация:
Финансовая система рыночной экономики в начале XXI в. достигла чрезвычайно высокого уровня своего развития, как в национальном, так и в мировом масштабах. Об этом свидетельствуют:
В основе главных тенденций развития мировой финансовой системы лежит процесс интернационализации (интернационализация (от англ. inter - между) - процесс развития и углубления хозяйственных связей между странами). Интернационализация проявляется в различных формах международных экономических отношений: международная торговля товарами и услугами, в том числе информацией, вывоз капитала, миграция рабочей силы, экономическая интеграция, международные валютно-расчетные отношения и др. Высшей стадией интернационализации является глобализация. По определению экспертов Международного валютного фонда, глобализация – это растущая экономическая зависимость стран всего мира в результате возрастающего объёма и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также всё более быстрой и широкой диффузии технологий .
В связи с растущей глобализацией, функционирование банков как никогда во многом зависит от изменений, происходящих во внешней среде. Под влиянием всеобъемлющих внешних факторов в зарубежной банковской практике происходят следующие инновационные изменения:
В результате происходит изменение структуры и облика банка в целом: "многоканальная деятельность" при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов, самообслуживание, дистанционное обслуживание, использование Интернета, телефонные центры.
Обращает на себя внимание использование зон самообслуживания, что позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционно-кассового зала банка и соответственно сократить количество операционных работников и кассиров, выполняющих рутинные операции, и увеличить число менеджеров, занимающихся учетно-ссудными, консалтинговыми и другими видами услуг. Большую роль при этом играют банкоматы.
Решения о создании зон самообслуживания с комплексом автоматов обусловлено тем, что в условиях информационной экономики идет перераспределение нагрузки от экономически невыгодного мало интеллектуального труда операционных работников и кассиров в сторону высокоэффективного труда менеджеров, занимающихся кредитными, консалтинговыми и другими видами услуг.
Особое место следует отвести дистанционному банковскому обслуживанию. Под дистанционным банковским обслуживанием понимается технология, в которой проведение операций не требует визита клиента в банк. При этом банк проводит платежи или совершает другие действия со средствами клиента на основании дистанционных распоряжений, передаваемых клиентом в банк по различным каналам доступа (телефон, Интернет и др.) при помощи различных средств доступа (телефонный аппарат, компьютер).