Инновации в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:05, реферат

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Введение 

     В России предпринимаются активные  действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

     На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм. Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных  отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

     Туризм, являясь в настоящее глобальным  социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туристских организаций фактором.

       Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитие перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.  

       
  
  

     Глава 1. Инновация  как объект  исследования в туристической сфере

     1.1 Понятия "инновация" 

       Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.

    В оксфордском толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый  подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами".

    Термин "инновация", в современном  его понимании, первым стал применять  Й. Шумпетер, который подчеркивал, что  инновация - это существенная смена  функции производимого, состоящая  в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых  процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

    К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление  или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его  потребности и одновременно принести доход предпринимателю. Факторы, определяющие инновационное развитие:

    - рыночная конъюнктура и конкуренция  (как на внутреннем, так и внешних рынках);

    - среда (уровень развития науки  и техники, законодательная и  нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

    - кадры (ученые, специалисты, предприниматели,  менеджеры, политические деятели,  государственные служащие);

    - ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

    Побудителями  инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или  продуктов, которые направлены на обеспечение  устойчивого и долгосрочного  экономического роста. К ним относятся: 
- усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики; 
- изменения в социальной структуре для повышения социального статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; 
- модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям.

    Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в  какой-либо из этих сфер, практически  всегда необходимо осуществить соответствующие  изменения и в других. Это объясняется  тем, что в подавляющем большинстве  инновации базируются на одновременном  целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

    Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных  работ по повышению эффективности  какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся  открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный  продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

    Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов  приобретает новое качество и  превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и  начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества  в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного  обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой  созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок  новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих  потребности; открытие и освоение новых  рынков или достижение других конкретных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2  Типы инноваций в туристической сфере 

       Инновации в туризме — разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса. Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

     Более точным и  адекватным считаем толкование инновации в туризме с позиций объектно-процессного подхода. Инновация в туризме – это система научно-исследовательских, организационно-экономических, технологических и иных мероприятий и их результатов, направленных на коренное преобразование и обновление туристского продукта, механизма его продвижения и реализации с целью достижения социального, экономического, экологического или другого эффекта.

       Классификация инноваций играет важную роль, так как позволяет не только упорядочить сложившиеся представления, но и является средством поиска и выявления слабоизученных вопросов инновационной деятельности. Классификация инноваций в туризме особенно сложна в силу многоаспектности самого объекта исследований, расплывчатости его функциональной структуры и тенденций к глобализации территориальной организации мирового туристского процесса.

     Наибольшее  распространение в современной практике туризма получили такие виды инноваций (по критерию носителя инновационного процесса): 

       I. Группа продуктовых инноваций: 

  - разработка новых, ранее неизвестных на рынке туров.  В свое время в их качестве фигурировали сельский (зеленый) туризм, экологический, конгрессный, авантюрный (приключенческий) подводный, круизный орнитологический и другие виды туризма. В инновациях 2007–2008 гг. отмечены предложения: экспедиционного туризма (французская фирма Poseidon Arctic Voyages Ltd – крупнейший мировой туроператор по экспедициям на Северный полюс и Российскую Арктику); «тюремного» туризма (Джохор Бару, Малайзия; Хельсинки, Финляндия); дачного туризма (специальные программы для пожилых туристов из Японии, включающие копание картофеля на дачах в Хабаровском крае России); мучных боев (Греция). 

  -   привлечение к туристскому процессу новых видов ресурсов или создание ресурсов с заранее заданными свойствами и новой целевой функцией. В туристических посещениях растет удельный вес особого класса природно-антропогенных объектов (водохранилищ, прудов, лесопарков и др.); серьезно оцениваются перспективы техногенного, в т.ч. горнопромышленного (шахты, рудники, карьеры) и фабрично-заводского туризма . Выбор объектов в маршрутном и стационарном туризме все больше подчиняется требованию экзотичности (заключение браков на льду Байкала; размещение гостиниц на деревьях (Германия), маяках (провинция Фрисляндия, Нидерланды), в винных бочках (Рюдсхайм, Германия), под водой (Ки Ларго, штат Флорида США); проведение деловых конференций в надувном конференц-зале («Сфере») (Подмосковье); посещение как свернутых, так и действующих военных объектов (Балаклава, Крым) и др. 

 - освоение новых сегментов туристского рынка, включая вовлечение в туристское движение новых природных сред (космос), территорий экстремального типа (пустыни, Антарктида, экваториальные леса и т.д.). Развитие туристского рынка может осуществляться и за счет расширения временных рамок туристских сезонов, охвата новой целевой клиентуры (туризм «третьего возраста», туризм профессиональных групп и др.). 

 - создание новых туристско-рекреационных территорий. Первоначально роль подобных территорий выполняли национальные природные парки, сочетающие природоохранные и рекреационные функции; в настоящее время прогрессивным видом туристского продукта выступает тематический парк, объединяющий множество развлекательных объектов со сквозной познавательной темой (парки Диснейленда в штатах Калифорния и Флорида США, Франции, Японии, Фантазияленд в Германии обслуживают поток туристов от 7 до 13 млн. чел. в год каждый). Появились примеры оазисов туризма в Сахаре, специализирующихся на экстремальном, этнографическом, приключенческом и развлекательном туризме (например, декораций, оставленных после съемок киноэпопеи «Звездные войны», Тунис). 

       II. Группа технологических инноваций: 

 - разработка новых материально – технического обеспечения туристского обслуживания,повышающих качество услуг (например, оснащение гостиниц системой звуковой почты, спутниковым приемом, замкнутой видеосетью, электронной информацией по телевидению (контроль счета, автоматический расчет), компьютерами с модемом, современными дымоискателями, бесшумными кондиционерами и т.д.). В Кордове (Испания) введены экскурсионные маршруты на «говорящих» автомобилях с использованием GPS (экскурсионный текст, воспроизводство объектов показа на экране компьютера). 

  - внедрение компьютерных  технологий в систему бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов (GDS – Глобальные распределительные системы – Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan). Растет число пользователей систем поиска, бронирования и расчетов по турпакетам (единая компьютерная система «Мега ТИС»; туристическая информационно-поисковая система Туры.ру; телекоммуникационная сеть RusNet и др.). 

- экологизация технологий обслуживания туристов явилась вынужденным результатом роста масштабов рекрационного природопользования и усиления негативного влияния туризма на качество природных комплексов и их способность к восстановлению. Так, по оценкам Программы ООН по окружающей среде (UNEP), один среднестатистический турист создает в день около 1 кг твердых отходов. Новые технологии обслуживания нацелены на снижение сырье-, водо-, энергоемкости турпродукта, введение замкнутых технологических циклов. На мировом уровне это движение возглавляет «Международная инициатива гостиниц по вопросам окружающей среды» (IHEI) с центром в Лондоне, которая представлена 11200 отелями в 111 странах. Она ориентирует своих членов на ведение бизнеса более экологичными и социально ответственными способами (установка в гостиницах энергосберегающего освещения и оборудования, закупка бытовых товаров, способных к биологическому разложению, отказ от ежедневной смены полотенец и постельного белья с целью экономии воды и др.).

Информация о работе Инновации в туризме