Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:05, реферат
В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
Введение
В России предпринимаются
На протяжении второй
Туризм,
являясь в настоящее глобальным социально-экономическим
явлением, функционирующим в условиях
весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой
Государство должно
Глава 1. Инновация как объект исследования в туристической сфере
1.1 Понятия "инновация"
Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.
В оксфордском толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами".
Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю. Факторы, определяющие инновационное развитие:
-
рыночная конъюнктура и
- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
-
кадры (ученые, специалисты, предприниматели,
менеджеры, политические
-
ресурсы (природные,
Побудителями
инноваций являются постоянные изменения,
происходящие в различных сферах
человеческой деятельности. В каждой
из них целями нововведений являются
внедрение новых процессов или
продуктов, которые направлены на обеспечение
устойчивого и долгосрочного
экономического роста. К ним относятся:
- усовершенствование или создание новых
материалов, оборудования, технологических
процессов, продуктов, услуг и методов,
коренным образом изменяющих или существенно
улучшающих эффективность экономики;
- изменения в социальной структуре для
повышения социального статуса личности
и достижения оптимального соотношения
личных и общественных интересов;
- модификации сложившейся системы управления,
позволяющие улучшать деятельность предприятий
и организаций и способствующие адаптации
к меняющимся условиям.
Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.
Документально
оформленный результат
Новшество
в виде новых знаний, подходов, приемов
приобретает новое качество и
превращается в инновацию (нововведение)
с момента его внедрения и
начала распространения. Инновация - конечный
результат внедрения новшества
в целях получения
1.2
Типы инноваций в туристической
сфере
Инновации в туризме — разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса. Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.
Более точным и адекватным считаем толкование инновации в туризме с позиций объектно-процессного подхода. Инновация в туризме – это система научно-исследовательских, организационно-экономических, технологических и иных мероприятий и их результатов, направленных на коренное преобразование и обновление туристского продукта, механизма его продвижения и реализации с целью достижения социального, экономического, экологического или другого эффекта.
Классификация инноваций играет важную роль, так как позволяет не только упорядочить сложившиеся представления, но и является средством поиска и выявления слабоизученных вопросов инновационной деятельности. Классификация инноваций в туризме особенно сложна в силу многоаспектности самого объекта исследований, расплывчатости его функциональной структуры и тенденций к глобализации территориальной организации мирового туристского процесса.
Наибольшее распространение в современной практике туризма получили такие виды инноваций (по критерию носителя инновационного процесса):
I. Группа продуктовых инноваций:
- разработка новых, ранее
-
привлечение к туристскому процессу новых видов ресурсов или
- освоение новых сегментов
- создание новых туристско-
II. Группа технологических
- разработка
новых материально – технического обеспечения
туристского обслуживания,повышающих
- внедрение компьютерных технологий в систему бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов (GDS – Глобальные распределительные системы – Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan). Растет число пользователей систем поиска, бронирования и расчетов по турпакетам (единая компьютерная система «Мега ТИС»; туристическая информационно-поисковая система Туры.ру; телекоммуникационная сеть RusNet и др.).
- экологизация технологий