Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение теоретических аспекты понятие инноваций;
- изучение понятия и содержания инноваций;
- изучение классификации инноваций;
- изучение инновационных процессов и деятельности;
- изучение показателей эффективности использования инноваций в организации;
- изучение проблем и перспектив развития инновационной деятельности в организации.
Цель: рассмотрение инноваций и эффективности их использования.
Введение
1 Теоретические аспекты понятие инноваций
1.1 Понятие и содержание инноваций
1.2 Классификация инноваций
1.3 Инновационные процессы и деятельность
2 Показатели эффективности использования инноваций в организации
2.1 Общие показатели инновационной эффективности в организации
2.2 Показатели эффективности инновационных проектов
3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в организации
Заключение
Список использованных источников
3) средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
4. мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования [6, с.95].
С точки зрения интенсивности:
- нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
- первого порядка - изменение количественных свойств системы;
- второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
- третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
- четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются - происходит некоторое улучшение их полезных свойств;
- пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется;
- шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
- седьмого порядка - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.
В зависимости от степени использования научных знаний:
По возможности планирования жизненного цикла:
- нововведения, воплощающие научные идеи, революционизирующие производительные силы и закрепляющиеся в их составе, как новый неотъемлемый элемент (объект прогноза);
- качественные сдвиги в отдельных элементах производительных сил, означающие смену поколений техники при сохранении исходного фундаментального принципа (объект долгосрочного характера);
- количественные изменения, улучшение отдельных параметров (объектов текущего и перспективного планирования).
С точки зрения структурной характеристики:
По способу:
- экспериментальные;
- прямые.
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности:
По уровню управления:
В области управления:
По срокам выполнения:
Классификация по охвату ожидаемой доли рынка предложенная российским ученым А.И.Пригожиным:
По отношению
к предыдущему состоянию
По назначению, направленные на:
По источнику планирования:
Классификация по степени новизны Г. Менша:
По характеру практической деятельности:
По основным технологическим параметрам:
- Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем. Продуктовые инновации требуют, чтобы организации ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн.
-Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются прежде всего соображениями эффективности Процессные инновации требуют, чтобы организации применяли новую технологию для улучшения эффективности производства и коммерциализации продукта [6, с.26].
Данная классификация позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя. Таким образом, классификация инноваций позволяет наиболее полно отразить сущность определения инновации как одной из важнейших категорий в современной экономической науке.
1.3 Инновационные процессы и деятельность
Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса .
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1) Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2) Внедрение продукции с новыми свойствами.
3) Использование нового сырья.
4)Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5) Появление новых рынков сбыта. [6, с.35]
Можно заметить, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.
Главной предпосылкой инновационной деятельности предприятия можно назвать существующий процесс старения. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим. [14, с.72]
Информация о работе Инновации и эффективность их использования