Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «информационного общества», его особенностей, проблем и вариантов их решения.

Содержание

1.1 Информационные революции. Их роль и значение 3
1.2 Информационный обмен в обществе и его эволюция 3
Глава 2 5
2.1 Информатизация общества 5
2.2 Критерии информационного общества 5
2.3 Теоретико-методологические подходы к информатизации общества 6
2.4 Типы информационного общества 7
2.5 Этапы развития информационного общества в России 7
2.6 Информационная культура 7
2.7 Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации 8
Глава 3. Проблемы информационного общества 8
3.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации 9
3.2 Информатизация в различных видах деятельности 10
3.3 Социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации 10
Заключение. 12

Работа содержит 1 файл

экон. ИБ Курсовик.doc..docx

— 47.05 Кб (Скачать)

     3.1 Информационный образ  жизни: общество  и личность в  условиях информатизации

 

     В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных  начал человека: физическое, психическое  и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые  возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно - прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.

     1. Учет физического начала личности. Проблемы адаптации людей с  ограниченными физическими возможностями  в современной информационной  среде.

     Люди  с ограниченными физическими  возможностями требуют особого  подхода к разработке прежде всего устройств ввода - вывода информации в ЭВМ. Например, во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществлять работу на компьютере, ввод информации в него движением глаз при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новая операционная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены возможности настройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с дефектами конечностей, еще примечательней, что это первая операционная система со встроенными средствами доступа в Интернет.

     В России создана специальная программа  по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения . Например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными физическими возможностями.

     Необходима  разработка программ занятости с  использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности  перемещаться на работу. Реализация таких  программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.

     2. Учет психического начала личности.

     У людей различна психологическая  устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно  допустимых нагрузок на психику у  различных социальных групп в  условиях стремительно возрастающих потоков  информации.

     Особого внимания требуют женщины, принявшие  на себя основной “удар” в области  практической компьютерной работы. В  социально-экономическом отношении  очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.

     Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению и другим СМИ молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания воздействия СМИ, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов.

     На  повестке дня сегодня активизация  изучения в целом социально-психологических  аспектов информатизации. Должны исследоваться  такие проблемы, как:

    • страх определенных социальных групп перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков - компьютерофобия;
    • информомания как социальная болезнь, выражающаяся в приоритете общения с компьютером, а не с людьми;

     Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.

     3. Учет социального начала личности.

     Каждая  социальная группа имеет свой специфический  вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все  современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а  не нивелировать ее, стандартизуя человека.

     3.2 Информатизация в  различных видах деятельности

 

     Рассмотрим  новые возможности, предоставляемые  информатизацией, для совершенствования  ряда из перечисленных слагаемых  образа жизни.

     - общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

     - учебная деятельность. Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных) , индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

     - бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.) . Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются: - обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.) ; - автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).

     -социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно, не только на науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокровища России", посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.

     - досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.

     В условиях стремительного совершенствования  информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.

     3.3 Социальные проблемы  и варианты их  решения в условиях  информатизации

 

     Остановимся на основных социальных проблемах и  вариантах их решения в условиях информатизации:

    • проблема языковой коммуникации.

     Языковая  коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в  сеть естественно сложившейся для  каждого человека языковой среды. В  условиях России широкое распространение  нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

     Должны  быть разработаны средства информатики  и компьютерной лингвистики массового  применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу  слов, либо по цене.

    • информационная безопасность личности.

     Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах  граждан, организаций и государства.

     Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной  информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

     В качестве воздействия на личность могут  выступать:

     1. целенаправленное информационное  давление с целью изменения  мировоззрения, политических взглядов  и морально-психологического состояния  людей;

     2. распространение недостоверной,  искаженной, неполной информации;

     3. использование неадекватного восприятия  людьми достоверной информации.

     Информационные  воздействия опасны или полезны  не столько сами по себе, сколько  тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в  ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много  порядков выше самой информации

     Учеными установлено, что пользователи в  псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

 

      Заключение.

 

     В данной курсовой работе были решены следующие  задачи:

  • Изучение и анализ специальной литературы по теме исследования;
  • Рассмотрение понятия «информационное общество», «информатизация общества»;
  • Обозначены проблемы информационного общества, его критерии, особенности, типы, этапы развития, его культура;

     Стремительное развитие и распространение новых  информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня  характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы  жизнедеятельности общества. Наступает  новый этап в развитии процессов  обмена информацией . Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена и инструментария воздействия на массовое сознание.

     Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных  ее проявлениях. Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

     В период перехода к информационному  обществу кроме решения описанных  выше проблем необходимо подготовить  человека к быстрому восприятию и  обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме  того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

     Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными  все шире. Поскольку получение  информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого  общения между людьми, человек  будет все больше изолироваться  от общества, подвергаться иллюзии  независимости от него.

Информация о работе Информационное общество