Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «информационного общества», его особенностей, проблем и вариантов их решения.

Содержание

1.1 Информационные революции. Их роль и значение 3
1.2 Информационный обмен в обществе и его эволюция 3
Глава 2 5
2.1 Информатизация общества 5
2.2 Критерии информационного общества 5
2.3 Теоретико-методологические подходы к информатизации общества 6
2.4 Типы информационного общества 7
2.5 Этапы развития информационного общества в России 7
2.6 Информационная культура 7
2.7 Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации 8
Глава 3. Проблемы информационного общества 8
3.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации 9
3.2 Информатизация в различных видах деятельности 10
3.3 Социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации 10
Заключение. 12

Работа содержит 1 файл

экон. ИБ Курсовик.doc..docx

— 47.05 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение стр.2

Глава 1

1.1 Информационные революции. Их роль и значение стр. 3-4

1.2 Информационный обмен в обществе и его эволюция стр. 4-6

Глава 2

2.1 Информатизация общества стр. 7-8

2.2 Критерии информационного общества стр. 8-9

2.3 Теоретико-методологические подходы к информатизации общества стр. 9

2.4 Типы информационного общества стр. 10

2.5 Этапы развития информационного общества в России стр. 10-11

2.6 Информационная культура стр. 11-14

2.7 Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации стр. 14-15

Глава 3 Проблемы информационного общества стр. 16-17

3.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации стр. 17-19

3.2 Информатизация в различных видах деятельности стр. 19-22

3.3 Социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации стр. 22-23

Заключение стр. 24-25

Список литературы стр. 26 

 

      Введение 

     Сегодня термин «информационное общество»  прочно занял свое место в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с уровнем развития информационных технологий и средств телекоммуникации. Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.

     Информация  становится предметом массового  потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это  гарантируется законом и техническими возможностями.

     Появляются  новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных телефонов и т.д.

          27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

     Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «информационного общества», его особенностей, проблем и вариантов их решения. 

 

      Глава 1

     1.1 Информационные революции.  Их роль и значение

 

     В истории развития цивилизации произошло  несколько информационных революций - преобразований общественных отношений  из-за кардинальных изменений в сфере  обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

     Первая  революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

     Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

     Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

     Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

     Последняя информационная революция выдвигает  на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством  технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

     1.2 Информационный обмен  в обществе и  его эволюция

 

     Типы  обменов в обществе:

     - материальный;

     - энергетический;

     - информационный (актуален с середины  ХХ века) .

     Целостная система характеризуется обменом  между элементами (В. Г. Афанасьев). Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

     Основными фазами информационного обмена являются:

     - устная фаза;

     - письменная фаза;

     - книжная фаза;

     - компьютерная фаза.

     Рассмотрим  вклад каждой исторической фазы в  совершенствование эффективности  информационного обмена.

     1) Устная фаза.

     Развитие  речи, языка - объективный процесс  в развитии общества. Как отмечал  Ф. Энгельс, "развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу". Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга) . Культура речи отражает развитие человека.

     2) Письменная фаза.

     Проблема "левшей", ее социальное значение. "Переламывание" "левшей" на "правшей" в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад  в интеллект нации.

     3) Книжная фаза.

     Станок  Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - "Апостол" - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги) , существенно более массовый и оперативный обмен информацией. "Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз" В. И. Вернадский. Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.

     Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими  возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть  новый факт или создать новую  теорию, чем удостовериться, что  они еще не были открыты или  выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась  необходимость более совершенных  технических средств для снятия информационного кризиса. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления) . В крупнейшей библиотеке мира библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, г. С. -Петербург) .

     4). Компьютерная фаза – это новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А. В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог "человек ЭВМ" - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "человек - человек".

     Гипертекст  это новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров. Другой причиной популярности данных технологий является предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей.

 

      Глава 2

     2.1 Информатизация общества

 

     Деятельность  отдельных людей, групп, коллективов  и организаций сейчас все в  большей степени начинает зависеть от их информированности и способности  эффективно использовать имеющуюся  информацию. Прежде чем предпринять  какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке  информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений  в любой сфере требует обработки  больших объемов информации, что  подчас невозможно без привлечения  специальных технических средств.

     Возрастание объема информации особенно стало заметно  в середине XX в. Лавинообразный поток  информации хлынул на человека, не давая  ему возможности воспринять эту  информацию в полной мере. В ежедневно  появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все  труднее. Подчас выгоднее стало создавать  новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

     Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются  в информационном обслуживании, переработке  огромного количества информации. Универсальным  техническим средством обработки  любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в  целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для  связи и передачи информации. Появление  и развитие компьютеров — это  необходимая составляющая процесса информатизации общества.

     Информатизация  общества — организованный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

     Информатизация  общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет  широко используемый до недавнего времени  термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий  они имеют существенное различие.

     При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению  технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов  переработки информации и ее накопление.

     При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования  достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

     Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение  информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько  на технических средствах, сколько  на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой  технической составляющей процесса информатизации общества.

     2.2 Критерии информационного  общества

 

     Общество  считается информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Информация о работе Информационное общество