Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «информационного общества», его особенностей, проблем и вариантов их решения.

Содержание

1.1 Информационные революции. Их роль и значение 3
1.2 Информационный обмен в обществе и его эволюция 3
Глава 2 5
2.1 Информатизация общества 5
2.2 Критерии информационного общества 5
2.3 Теоретико-методологические подходы к информатизации общества 6
2.4 Типы информационного общества 7
2.5 Этапы развития информационного общества в России 7
2.6 Информационная культура 7
2.7 Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации 8
Глава 3. Проблемы информационного общества 8
3.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации 9
3.2 Информатизация в различных видах деятельности 10
3.3 Социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации 10
Заключение. 12

Работа содержит 1 файл

экон. ИБ Курсовик.doc..docx

— 47.05 Кб (Скачать)

     2.3 Теоретико-методологические  подходы к информатизации общества

 

     Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

  • технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
  • гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

 

      2.4 Типы информационного  общества

 

     Каждая  страна решает самостоятельно, какой  тип информационного общества следует  создавать. Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая  диктатура» или «цифровая демократия».

     «Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).

     «Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).

     2.5 Этапы развития  информационного  общества в России

 

     В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного  общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере  информатизации.

     Второй  этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к  выработке информационной политики.

     Третий  этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

     Особая  роль в обучении компьютерной грамотности  и освоении новейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 года изучается во всех средних школах страны и с 1991 года во всех высших учебных заведениях России. С 2007 года все средние школы  России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности  и новейших информационных технологий, используя проприетарное и открытое программное обеспечение. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется внедрение открытого отечественного программного обеспечения и организация компьютерно - правового ликбеза в вузах и школах.

     2.6 Информационная культура

 

     В период перехода к информационному  обществу кроме решения описанных  выше проблем необходимо подготовить  человека к быстрому восприятию и  обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме  того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

     Информационная  культура — умение целенаправленно  работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и  передачи компьютерную информационную технологию, современные технические  средства и методы.

     Приведем  определение информационной культуры: "Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

     Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных  творческих способностей человека и  проявляется в следующих аспектах:

     • в конкретных навыках по использованию  технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

     • в способности использовать в  своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой  являются многочисленные программные  продукты;

     • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической  печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и  уметь ее эффективно использовать;

     • во владении основами аналитической  переработки информации;

     • в умении работать с различной  информацией;

     • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

     Информационная  культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному  виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд  других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и  умение ее применять как для автоматизации  рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного  творческого подхода.

     В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой  с детства, сначала с помощью  электронных игрушек, а затем  привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений  социальным заказом информационного  общества следует считать обеспечение  уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в  вузе наряду с изучением теоретических  дисциплин информационного направления  много времени необходимо уделить  компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими  будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков  работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых  задач сферы деятельности.

     В информационном обществе центр тяжести  приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить  информатизации образования как  направления, связанного с приобретением  и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так  изменить содержание подготовки, чтобы  обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

     Информационная  культура- это:

  • новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
  • свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
  • новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

     2.7 Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации

 

     Одной из отличительных особенностей жизни  в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

     Развитию  средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических  средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный  сбор, накопление, оперативную обработку  и передачу информации в любую  точку мирового пространства. Как  следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства  наиболее передовых стран в последние  годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

     В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс  информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и  услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного  общества.

Глава 3. Проблемы информационного общества

 

     В сегодняшних условиях стремительного развития компьютерной и телекоммуникационной техники самое главное обеспечить соприкосновение человека и техники. Это значит, что требования к интеллектуальному, нравственному развитию человека должны существенно возрасти .Человеку необходимо опережать компьютерный прогресс, выступая заказчиком новых компьютерных услуг.

     От  человека, живущего в мире информатизации, требуется повышение его интеллектуального  и гуманистического потенциала. Однако, как оценивают ученые и специалисты  социокультурные последствия информатизации общества, то итог информатизации для человечества скорее отрицательный, чем положительный.

  • Первой глобальной проблемой является проблема, состоящая в том, что научно-технический прогресс создает все более широкое поле для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.
  • Второй не менее важной проблемой стало нарастание в конце XX века глобального экологического кризиса. Старая парадигма, будто природа - бесконечный резервуар для человеческой деятельности, оказалась неверной. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы
  • И, наконец, еще одна - третья по счету (но не по значению) - проблема - это проблема отчуждения, говоря точнее, проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Человек, усложняя свой мир, вызывает к жизни такие силы, над которыми он уже не господствует. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.

     Еще в 60-е годы ученые отметили в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление одномерного  человека как продукта массовой культуры.

     Современная индустриальная культура действительно  создает широкие возможности  для манипуляций сознанием, при  которых человек теряет способность  рационально осмысливать бытие.

     Казалось  бы, человек получил новые, подчас почти фантастические возможности  для своего культурного развития, например, возможности глобальных сетей  и технологии мультимедиа. Получив  и сохранив от книжной эпохи умение абстрактно, индивидуально мыслить  и дополнив его новой образной культурой компьютерной эпохи, человек  может невиданными темпами интеллектуально  и культурно развиваться.

Информация о работе Информационное общество