Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:20, реферат
Проблема обеспечения информационной безопасности любого государства является одним из наиболее важных аспектов его внешней политики, так как именно информационная сфера представляется на сегодняшний день важнейшим объектом приложения деятельности различных участников международных отношений. Каждый из них стремится не только сформировать и поддержать благоприятный имидж в мировой политике, но и взять под контроль важнейшие информационные ресурсы, в первую очередь, средства массовой и сетевой информации, функционирование которых в значительной степени определяют мировое общественное мнение.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований. В центре этого находятся следующие обстоятельства.
Прежде всего в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности существенно расширяются потребности социально активной части общества в расширении информационного взаимодействия как внутри страны, так и с внешним миром. Это красноречиво характеризуется данными ЮНЕСКО по числу пользователей самими распространёнными видами связи: мобильной и Интернет. Так, в РФ число зарегистрированных пользователей Интернет на начало 2000 г. составляло около 2 млн. человек, а число активно использующих эту сеть — 1,2 млн. человек и продолжает увеличиваться (число пользователей сети Интернет в мире уже достигло 100 млн. человек); в развитых странах каждый десятый человек обеспечен сотовой связью.
Интенсивное развитие
информационной инфраструктуры и, прежде
всего, информационно-
Общепризнанно, что индустрия информатизации, телекоммуникации и связи, информационных услуг на современном этапе развития человечества является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, способной конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции и определяющей наукоемкость промышленной продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Так, только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта — около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России (объем современного мирового рынка информационных услуг и технологий по данным ЮНЕСКО приближается к 2 трлн. долл. и составляет уже 15% мировой торговли).
Вместе с тем,
приходится отмечать, что информационная
инфраструктура, информационные ресурсы
во все большей степени становятся
ареной межгосударственной борьбы за
мировое лидерство, достижение противоборствующими
сторонами определенных стратегических
и тактических политических целей.
Индивидуальное, групповое и массовое
сознание людей все в большей
степени зависят от деятельности
средств массовой информации и массовой
коммуникации. К сожалению уже
вошли в обиход, в том числе
и в международных отношениях,
такие понятия, как «информационная
война», «информационное
Все эти обстоятельства,
а также возрастание
Содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере закреплено в утвержденной в июне 2006 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Эти национальные интересы, как уже было сказано выше, включают:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
По существу, речь идет о создании условий для формирования в России основ информационного общества — общества XXI века.
При этом под информационным обществом мы понимаем такое общество, которое позволяет людям на базе интенсивного развития «информационной» экономики и эффективного использования интеллектуальных ресурсов раскрыть потенциальные возможности и реализовать свои чаяния как отдельным личностям, так и обществу в целом.
В политическом плане данная задача поставлена Президентом Российской Федерации, подписавшим от имени государства Окинавскую хартию глобального информационного общества. В Хартии, в частности, закреплено, что главы подписавших ее государств «подтверждают приверженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества».
Представляется, что полномасштабное участие России в формировании глобального информационного общества, может рассматриваться как одна из стратегических задач обеспечения ее национальной безопасности, решение которой будет осуществляться в условиях преодоления реально существующих и могущих возникнуть трудностей и потребует определенного времени, а также соответствующей поддержки со стороны государства.
Если вернуться к рассмотрению российских национальных интересов в информационной сфере, сформулированных в Доктрине информационной безопасности, то для реализации той группы интересов, которые связаны с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечением духовного обновления России, сохранением и укреплением нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, в первую очередь требуется повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа РФ, что само по себе представляет теперь непростую задачу. Ведь не секрет, что в условиях раскола общества на «бедных» и «богатых» весьма сложно обеспечить равные возможности пользования передовыми информационными технологиями для всех членов общества. Поэтому государство должно предусматривать создание и развитие соответствующих социальных институтов поддержки в этих вопросах определенной части населения.
Необходимо далее совершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации и одновременно обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
И наоборот, право
свободного доступа к информации
не должно вести к нарушению
Необходимо также
гарантировать свободу массовой
информации, запрет цензуры и одновременно
укреплять механизмы правового
регулирования отношений в
Успешному решению этих задач препятствуют факторы и обстоятельства, которые Доктриной информационной безопасности отнесены к разряду «угроз». Основными из них являются:
- принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
- создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем. Это на первый взгляд может показаться не столь актуальным, но развернувшаяся в последнее время острая конкурентная борьба в области телевещания, одного из наиболее «мощных» сегментов СМИ, свидетельствует о том, что сбрасывать со счетов эту угрозу сейчас нельзя;
- противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на охрану личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. По данным МВД России за последние три года количество зафиксированных фактов преступлений, предусмотренных статьей 138 УК Российской Федерации «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» возросло в 75 раз;
- нерациональное, чрезмерное закрытие общественно необходимой информации. Все мы знаем, какие тяжелые последствия имело сокрытие информации о реальных масштабах аварии на Чернобыльской АЭС. И хотя грань здесь подчас весьма тонкая и трудно оценить, где потери для общества больше: в случае полного или частичного закрытия информации или, наоборот, в случае безусловного доступа общественности к разнородной, нередко противоречивой информации о чрезвычайных происшествиях, действующим законодательством соответствующие границы закрытия определены и его следует выполнять.
Угрозами также являются:
- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
- дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы. В определенной мере это вызвано тем, что значительное число документов, в том числе кино-, фото-, видеодокументов хранится вне государственных архивов, а решение задачи обеспечения сохранности документов далеко не всегда оказывается посильным для их создателей. Основная причина такого положения заключается в отсутствии правовых актов федерального уровня, касающихся деятельности средств массовой информации в части вопросов сохранности, отбора и передачи аудиовизуальных документов на постоянное хранение в государственные архивы [10].
Весьма негативной для национальных интересов России является тенденция вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур. По данным МПТР по состоянию на прошлый год на территории России зарегистрированы 38 электронных и 66 печатных СМИ, созданных с привлечением иностранных инвестиций или в числе учредителей которых состоят иностранные юридические лица. 1157 иностранных изданий получили разрешение на распространение своей продукции в нашей стране. И хотя в целом у российского руководства конструктивная позиция в отношении такой ситуации надо ясно осознавать, что это одновременно создает жесткие условия российским производителям в информационной сфере [23].
В этой же группе угроз находятся:
- девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе. Эта угроза практически ежедневно, ежечасно реализуется на нашем телевидении и в каком-либо дополнительном обосновании своей реальности не нуждается;
- снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.
Следующая группа национальных интересов России связанна с информационным обеспечением государственной политики Российской Федерации. Для их достижения требуется:
- во-первых, интенсифицировать формирование государственных отрытых информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования;