Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа
Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
1. Инфляция – форма макроэкономической нестабильности…………………
Инфляция: определение, формы, закономерности развития и измере-ние…………………………………………………………………………..
Причины и характерные черты современной инфляции…………….…
Социально-экономические последствия инфляции…………………….
2. Проблемы регулирования инфляции в Республике Бела-русь…………….
Особенности инфляции в Республике Беларусь ………………...…….
Меры денежно-кредитной и бюджетной политики политики, направ-ленные на регулирование инфляции……………………………………
Возможности применения инфляционного таргетирования в Белару-си…………………………………………………………………………..
Оценка антиинфляционной политики в Республике Беларусь за 2003-2004гг……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
При использовании инфляционного таргетирования центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира. Чтобы проводить монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования, центральный банк, во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества, во-вторых, его действия должны быть прозрачны.
Практический опыт стран, использовавших ориентиры по инфляции, позволил сформулировать общие условия, минимально необходимые для использования этого режима монетарной политики:
1. Прежде всего, инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики.
2. Денежные власти страны должны четко сознавать, что инфляция наносит невосполнимый урон экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспансии нельзя стимулировать развитие реального сектора экономики и что монетизация бюджетного дефицита создает прямые предпосылки к увеличению темпов роста цен в экономике, нарушению стабильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост экономики.
3. Обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность центрального банка предполагает, в частности, отказ от принципа фискального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной. Кроме того, центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики. [9, с. 28-34].Кроме этих необходимых условий существуют и другие [Приложение С, рис.2]
В основе принципа фискального доминирования лежит проблема временного несоответствия монетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки работы правительства ограничены во времени (как правило, 3—5 лет). В краткосрочном периоде с помощью монетарной экспансии можно стимулировать рост совокупного выпуска, снижение безработицы, увеличение доходов государственного бюджета, а также решать другие задачи краткосрочного характера, что позволяет правительству получать политические дивиденды, не затрачивая больших усилий. В связи с этим правительство всегда стремится контролировать центральный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия такой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции, нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реального роста экономики. Однако решать эти проблемы, как правило, приходится уже другому составу правительства.
В условиях переходного периода ситуация усугубляется экономическим спадом, необходимостью обновления основного капитала в производственном секторе экономики, проведением структурных преобразований и другими проблемами, способствующими увеличению расходов государственного бюджета при сокращающейся налогооблагаемой базе. Все это заставляет правительство изыскивать дополнительные источники финансирования растущих государственных расходов. Одним из таких источников, как правило, становятся кредиты центрального банка. Отчасти поэтому считается, что таргетирование инфляции применимо только для наиболее развитых стран с переходной экономикой.
Обязательным условием использования инфляционного таргетирования является также отсутствие официально принимаемых ориентиров по другим показателям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.
Таким образом, можно заключить, что в течение последних лет произошло некоторое улучшение ряда макроэкономических показателей, которые характеризуют возможность перехода к денежно-кредитной политике на основе инфляционного таргетирования. Но это улучшение не является достаточным. В целом система условий и предпосылок для такого перехода еще не сформирована.
О преждевременности такого перехода к инфляционному таргетированию говорит соотношение монетарной и немонетарной инфляции в общем инфляционном процессе. Доля последней в наше время является весьма значительной. По некоторым оценкам, она составляет до 60%. В годы реформ динамика данного показателя в целом была негативной. Следовательно, эволюция монетарного регулирования, денежно-кредитной политики происходила более быстрыми темпами, чем проведение структурных преобразований в экономике.[8, с. 176-179]
2.4. Оценка антиинфляционной политики за период 2003-2004гг.
Вряд ли существуют некие универсальные рецепты для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее конкретных экономических особенностей. И суждения западных экономистов относительно природы инфляции и мер антиинфляционной политики, в том числе в отношении денежно-кредитного регулирования, далеко не всегда соответствует этим реалиям.
Некоторая девальвация белорусского рубля по отношению к российскому пойдет на пользу белорусским финансам, которые, несмотря на относительно благополучные итоги 2003 года, находятся в довольно сложном положении. Чистые валютные активы белорусских коммерческих банков за 2003 год снизились на 52,4 млн. USD, уйдя в отрицательную область, а суммарные активы органов денежно-кредитного управления и банков к 1 января 2004 года оказались равными всего 461,9 млн. USD, снизившись с 470,7 млн. USD на начало года.
Правда, при этом сальдо валютных операций Национального банка в 2003 году оказалось положительным, достигнув 142,3 млн. USD. Величина валютной выручки, поступающей на счета предприятий, возросла на 43,4%, до 9,3 млрд. USD.
Неважными оказались результаты внешней торговли. Отрицательное сальдо внешней торговли за 11 месяцев прошлого года стало равным минус 899,1 млн. USD, тогда как за аналогичный период 2002 года – минус 540 млн.USD. Спокойствие на валютном рынке обеспечили иностранные инвестиции, величина которых оказалась больше отрицательного сальдо и превысила за год 1 млрд. USD.
Столь скромные результаты были получены, несмотря на то, что в 2003 году в реальном выражении евро подорожал примерно на 10%, а российский рубль – на 8%, что повысило конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем рынке и способствовало русту экспорта в Россию и европейские страны, компенсировавшему отчасти увеличение импорта.
Исходя из этого дополнительная девальвация белорусского рубля по отношению к российскому не выглядит излишней.[16, с.4-9]
Если говорить об экономике нашей страны, то следует принять во внимание следующее:
1. Предприятия республики функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3-3,5 раза. Более того, даже просрочена свыше трех месяцев задолженность – больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. Экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера.
2. Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте превышает рублевые в 2,5 – 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса – весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно.
Можно сделать следующие выводы:
1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) долгосрочные перспективы для стран с переходной экономикой характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а так же недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.
2. Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решений необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.
Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки и нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем.[17, с.18-20]