Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
1. Инфляция – форма макроэкономической нестабильности…………………
Инфляция: определение, формы, закономерности развития и измере-ние…………………………………………………………………………..
Причины и характерные черты современной инфляции…………….…
Социально-экономические последствия инфляции…………………….
2. Проблемы регулирования инфляции в Республике Бела-русь…………….
Особенности инфляции в Республике Беларусь ………………...…….
Меры денежно-кредитной и бюджетной политики политики, направ-ленные на регулирование инфляции……………………………………
Возможности применения инфляционного таргетирования в Белару-си…………………………………………………………………………..
Оценка антиинфляционной политики в Республике Беларусь за 2003-2004гг……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Инфляция1.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Среди стран СНГ самый высокий уровень инфляции на потребительском рынке в январе-сентябре 2004 года зафиксирован в Беларуси, где цены выросли на 8,6%. Продовольственные товары подорожали за 9 месяцев на 9,5%, на непродовольственные- на 5,8%, платные услуги населению- на 10,9%. Высокая инфляция в январе-сентябре была также зафиксирована в России- 6,5%, в том числе цены на продовольствие повысились на 7,2%, на непродовольственные товары- на 5,5%, тарифы на услуги- на 14,3%. Напомним, что потребительские цены в России в октябре 2003 года выросли на 1% по отношению к сентябрю 2003года и на 9,7% по отношению к декабрю 2002года. В Украине инфляция за 9 месяцев текущего года возросла на 6,0%, при этом на продовольствие повысились на 6,5%, на непродовольственные товары- на 3,8%, тарифы на услуги- на 4,5%. Прогнозируется инфляция в октябре-декабре    

2004 года 1,5-2%, за 2004 год- 7-7,5%.

     За девять месяцев текущего года инфляция в Беларуси составила 9%- это наилучший показатель за все постсоветские годы. Рост ВВП в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составил  10,8%.

 

?????????????????????????????????????????????????????

 

 

 

Сравнивая ход реформ в Беларуси и начальный пери­од трансформации в странах Восточной Европы, можно сделать следующие основные выводы:

                       экономические реформы в постсоциалистических странах начинались в условиях приблизительной сбалансированности денежного обращения и умеренной внешней задолженности. Темпы инфляции были, как правило, минимальными;

                       в период активизации реформ (в Беларуси – начало 90-х годов) инфляционный процесс приобрел ускорение;

                       в ходе реформ усугубилось регулярное нарушение народнохозяйственной сбалансированности: возник хро­нический дефицит госбюджета;

                       внешнеторговый баланс стал, как правило, отрицательным;

                       постепенно накаплива­лась большая внешняя задолженность; в денежном обра­щении постоянно возрастала излишняя денежная масса;

                       уровень жизни населения в начале реформ возрос, в значительной степени за счет нарушения внешнеэкономи­ческой сбалансированности, а затем начал резко снижаться;

                       инфляция дисбаланса была вызвана непосредствен­но двумя основными причинами: инфляционным давлением излишней денежной массы и необходимостью со­кращения реальной заработной платы;

                       интенсивность действия основных факторов инф­ляции оказалась в зависимости не только от их силы и направленности, но и от создавшегося положения на внутреннем рынке страны: если оно было в основном удов­летворительным, то удельный эффект инфляционных факторов проявлялся намного слабее, чем в остродефицитной ситуации;

                       степень превышения нормального уровня денежного обращения находилась в зависимости от кумулятивного дефицита госбюджета, а также от аналогичного по­казателя по внешнеторговой сбалансированности.

В Беларуси процесс реформирования экономики из­начально носил неординарный характер. Правительство Беларуси, переходя к рыночным пре­образованиям, в качестве одного из приоритетных направ­лений проводимой политики, по аналогии с другими стра­нами, провозгласило либерализацию цен. Проведение мероприятий по освобождению цен в стране происходи­ло при неблагоприятных условиях: разбалансированности и неуправляемости экономических процессов, достиг­ших критической черты, и образовавшемся огромном инфляционном «навесе» в виде подавленной инфляции. При этом предварительные меры по уменьшению нако­пившегося инфляционного потенциала перед освобожде­нием цен в Беларуси не осуществлялись.

Важно учитывать также длительное нахождение стра­ны в условиях планово-директивной экономики, отсут­ствие рыночных институтов, высокую зависимость от внешних поставок сырья и энергоресурсов, сжатие тра­диционных рынков сбыта отечественной продукции, тех­нологическую отсталость и унаследованную структуру экономики со слаборазвитым потребительским сектором. Эти объективные причины во многом определили в пер­вые годы после обретения независимости высокий уро­вень инфляции в Беларуси.

В период первоначальной либерализации цен (1992-1994) государственная политика была направлена, глав­ным образом, на сокращение темпов падения и последу­ющую стабилизацию уровня ВВП и реальных доходов населения. Это был период мягкой денежно-кредитной, финансовой и бюджетно-налоговой политики, сокраще­ния масштабов административного регулирования цен. В дальнейшем использование подобных мер чередовалось с периодами относительного ужесточения характера го­сударственного регулирования. [7, с.22-27]

Так, в настоящее время, на фоне жесткой денежно-кредитной политики, происхо­дит повышение тарифов на жилищно-коммунальные ус­луги, сокращается список так называемых социально зна­чимых товаров и услуг. И в то же время основные прин­ципы проинфляционной государственной политики сохра­няются. Пытаясь избежать резкого снижения уровня жиз­ни населения в результате недопустимо высоких темпов роста цен, правительство Беларуси по-прежнему приме­няет политику государственного регулирования (то есть занижения) цен на ряд социально значимых товаров, к которым в первую очередь относится продовольственная продукция. Сложившаяся практика скрытого субсидиро­вания населения посредством занижения цен и искаже­ния ценовых пропорций в общем не соответствует избран­ной стратегии на переход к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.                Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции

 

Экономическая жизнь страны в огромной степени определяется состоянием валюты, кредита и финансов. Прежде всего, от монетарной и фискальной политики государства зависит макроэкономическая стабильность, без чего невозможны высокая эффективность производства, оптимальный уровень инвестиций и здоровый рост ВВП, объектив­но необходимый для повышения благосостояния народа.

Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:

1.                Сокращение государственных закупок

2.                Увеличение налогов

3.                Сокращение трансфертов

Таким образом, меры фискальной политики направлены на сокращение денежной массы.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие центральному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:

1.                Повышение нормы обязательных резервов

2.                Повышение учётной ставки процента

3.                Продажа Центральным банком государственных ценных бумаг

В Республике Беларусь основ­ной целью монетарной политики является защита и обеспечение ус­тойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной спо­собности и курса по отношению к иностранным валютам. Органы денежно-кредитного регулирова­ния в нашей стране не придержи­ваются четкой классификации и строгой иерархии целей и целе­вых ориентиров монетарной поли­тики. Вместе с тем анализ инсти­туциональных аспектов, исполь­зуемых контролируемых перемен­ных и индикаторов позволяет классифицировать избранный На­циональным банком Республики Беларусь на ближайшую средне­срочную перспективу тип моне­тарной политики как ползущую привязку — одну из мягких раз­новидностей таргетирования об­менного курса.

Выбор обменного курса в каче­стве промежуточного целевого ориентира монетарной политики в Республике Беларусь оправдан в среднесрочной перспективе. Во многом этот выбор определен дого­воренностями в рамках создания условий для введения единой де­нежной единицы Союзного госу­дарства Беларуси и России, в рам­ках которых Национальный банк проводит с 1 января 2001 года по­литику привязки белорусского рубля к российскому. Помимо это­го имеется ряд других аргументов в пользу данного выбора в услови­ях Беларуси.

Фиксация курса обеспечивает прозрачный номинальный якорь монетарной политики. Объявле­ние ориентиров по обменному курсу Национальной валюты дает возможность населению и пред­приятиям получать прозрачную информацию относительно буду­щего уровня инфляции, по край­ней мере, в краткосрочном перио­де (в особенности если иностран­ная валюта, к которой привязыва­ется курс национальной, широко используется в экономике в каче­стве средства расчетов, платежей и сбережений). В такой ситуации стабильность обменного курса практически ассоциируется у на­селения и предприятий со ста­бильностью внутренних цен в эко­номике. Кроме того, в сравнении с ориентирами по денежной массе целевые параметры по обменному курсу могут контролироваться экономическими субъектами практически на ежедневной осно­ве.

Применение фиксации валют­ного курса, как правило, оказыва­ет дисциплинирующее влияние как на монетарную, так и на фис­кальную политику. Это обусловле­но тем, что если темп роста цен в отечественной экономике сущест­венно выше, чем в стране привяз­ки, возникает тенденция к реаль­ной переоценке национальной ва­люты. Это, как правило, приводит к росту спроса на импортные това­ры и услуги, ухудшению позиций экспортоориентированных отрас­лей, к ухудшению текущего счета платежного баланса, уменьшению золотовалютных резервов, к воз­никновению тенденции к спаду в экономике и в итоге — к отказу от привязки курса. Осознавая воз­можные негативные последствия, центральные банки и правительства вынуждены проводить здоро­вую монетарную и фискальную по­литику исходя из параметров по обменному курсу и избегать избы­точного роста денежного предло­жения.

Наряду с рассмотренными во­просами при выборе того или ино­го номинального якоря монетар­ной политики большое значение играет контролируемость пере­менной, по которой устанавлива­ются целевые ориентиры. Не сек­рет, что в условиях переходного периода лишь немногие действи­тельно автономные центральные банки имеют возможность эффек­тивно контролировать денежную базу как по причине внешнего вмешательства, так и низкой сте­пени доверия общества к проводи­мой ими политике. Националь­ный банк Республики Беларусь исключением не является. С дру­гой стороны, у Национального банка имеется возможность прак­тически полностью контролиро­вать динамику обменного курса путем регулирования ликвиднос­ти коммерческих банков, проведе­ния соответствующей процентной политики и интервенций на ва­лютном рынке.

С учетом вышеизложенного в нашей стране привязку обменного курса можно считать приемлемым вариантом номинального якоря монетарной политики, который позволит обеспечить дальнейшее снижение инфляции и ремонети-зировать экономику. Вместе с тем ее необходимо рассматривать в ка­честве надежного, но временного механизма стабилизации. Основ­ная опасность при привязке курса заключается в использовании ее в течение слишком длительного пе­риода. Необходимо вовремя уйти от фиксации курса и постепенно переходить к более гибким его формам. В противном случае, как показывает мировой опыт, высока вероятность валютного кризиса. По мнению автора предложенной статьи, в среднесрочной перспек­тиве Национальному банку Рес­публики Беларусь необходимо ра­ботать над созданием условий для перехода к инфляционному таргетированию.

В Республике Беларусь отсутствует чет­кая система целевых ориентиров монетарной политики с выделени­ем основной цели, промежуточ­ных целевых ориентиров, опера­ционных ориентиров и индика­тивных параметров монетарной политики. При этом, как показы­вает практика проведения Нацио­нальным банком монетарной по­литики, одновременное достиже­ние нескольких целевых ориенти­ров, зафиксированных в Основ­ных направлениях денежно-кре­дитной политики, как правило, не обеспечивается. Частично это объ­ясняется недостаточной согласо­ванностью основных денежно-кре­дитных и макроэкономических показателей, включаемых в Ос­новные направления. В связи с этим необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разра­батывать и внедрять экономичес­кие модели и соответствующее программное обеспечение в прак­тику макроэкономического анали­за и прогнозирования в Нацио­нальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансиро­ванности важнейших макроэконо­мических и денежно-кредитных показателей.

Национальный банк должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики. Добиваться, в первую очередь, совершенствования структуры денежной массы в обращении. Более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы, таких как срочные депозиты, например, способствуют ослаблению инфляционного давления, равно как и уменьшение доли наличных денег в совокупной массе. Тогда линия проведения денежно-кредитной политики Национального банка сбалансируется самим реальным рынком, его саморегуляторами.[7, с. 34-38]


2.3.                Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси.

 

В целом инфляционное тарге­тирование можно охарактеризо­вать как режим монетарной поли­тики, основанный на использова­нии прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориен­тира (номинального якоря). Цент­ральный банк прогнозирует пред­стоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает коли­чественно целевой ориентир по ин­фляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. Основное преимущество инфляци­онного таргетирования состоит в том, что для проведения монетар­ной политики односторонний ха­рактер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.

В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения про­межуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролиро­вать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие сущест­венное влияние на результаты мо­нетарной политики. Общей схемой проведения по­литики таргетирования инфляции является сопоставление прогноза предстоящей инфляции при усло­вии неизменности денежно-кре­дитной политики с прогнозом же­лательного уровня инфляции. Их расхождением определяется необ­ходимая степень корректировки мероприятий центрального банка. При этом политика, осно­ванная на использовании уровня инфляции в качестве целевого по­казателя, позволяет проводить бо­лее оперативные корректировки с учетом прогноза будущей инфля­ции, поскольку она не связана це­левым уровнем промежуточных показателей на текущий период и не осуществляется в запаздываю­щем режиме.[Приложение С, рис.1]

Информация о работе Инфляция