Инфляция в условиях переходной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ .........................................................................................................

6
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции ...................................................
6
1.2 Типы, виды и последствия инфляции ..........................................................
10
2. ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ ...............................
14
2.1 Инфляция 2008: причины и факторы роста ................................................
14
2.2 Что хуже: 1998 и 2008 ...................................................................................
21
2.3 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009 гг. ........................
24
3. ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...........................................


27
3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь ...............................................
27
3.2 Динамика индекса цен в результате антиинфляционных меропрятий по регулированию уровня цен (2009 год) .........................................................

29
3.3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь и ее результаты: трансформация без потрясений ..........................................................................

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................

Работа содержит 1 файл

Инфляция в условиях переходной экономики КУРСОВАЯ.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Глава государства назвал задачей номер один «безболезненно пройти период кризиса. Он подчеркнул «Мы не можем, с другой стороны, позволить себе на будущее сохранять старую и не соответствующую современным потребностям структуру экономики» [21].

«Несмотря на то, что мы находимся в непростом положении, мы должны заниматься сейчас и диверсификацией экономики, и развитием инфраструктуры, и укреплением финансовой системы», сказал президент, отметив, что это необходимо для будущего страны [21].

Медведев подчеркнул: «Когда мы преодолеем все эти проблемы, кризис закончится, мы должны постараться получить новую ситуацию, чтобы с учетом цикличности развития экономики через 7-10-12-15 лет, когда созреет очередная кризисная волна, она нас накрыла в меньшей степени».

Президент РФ добавил, что сейчас «нельзя зацикливаться» на кризисных явлениях и нехватке финансовых средств: «Если сейчас опуститься ниже плинтуса, ниже какого-то уровня, то потом мы столкнемся с такой же ситуацией, как в 90-е годы - это категорически недопустимо» [21].

 

 

2.3 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009 гг.

 

С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она характеризуется тесным переплетением инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями. Динамика среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям показано в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Динамика среднего уровня инфляции в России

Год

Инфляция, %

Год

Инфляция, %

1990

5,3

2000

20,2

1991

92,6

2001

18,6

1993

844,2

2002

15,1

1994

215,0

2003

12,0

1995

131,3

2004

11,7

1996

21,9

2005

10,5

1997

11,0

2006

9,0

1998

84,4

2007

11,9

1999

36,5

2008

13,3

Источник: [1, с. 77].

 

В рассматриваемый период стремление проводить жёсткую денежно кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен. Россия впервые в мировой практике, причём в условиях продолжавшегося десятилетие экономического спада, искусственно сдерживала темпы инфляции, применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и пособий. Инфляция оказалась несбалансированной, и не только денежным феноменом. После либерализации цен их монопольное взвинчивание посредническими структурами, спекулятивными играми на понижение крса рубля, приватизация, перераспределившая собственность не принёсшая реальной пользы, привели к обесценению денег. Не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная масса росла в результате взвинчивания цен, не успевая за растущим платёжеспособным спросом.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен [1, с. 77-80].

С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г  [14].  Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования [14].

Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер её установления.

Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему оставались достаточно высокими, в целях борьбы с инфляцией (точнее, с ее монетарной составляющей) в стране с 2008 г. предпринимаются определенные шаги в сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования (последний раз 10 июня 2008 года), а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики [7, с. 139-141].

 

3. ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.  АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь

 

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др. [5, с.4].

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2010 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей [5, с. 4-5]. До недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2010 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси [10, с. 8-9].

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2011 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2010 года [5, с. 5].

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси [5, с. 6]. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался ровно между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом [10, с. 9].

 

 

3.2 Динамика индекса цен в результате антиинфляционных меропрятий по регулированию уровня цен (2009 год)

 

В 2009 году проведена определенная работа по отмене административного регулирования цен (тарифов), в частности [6]:

- отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги;

- освобождены все индивидуальные предприниматели (за исключением оказывающих платные медицинские услуги) от соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и соответственно от их регистрации (в случае установления Правительством предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов);

- на 2009 год Правительством не установлены предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) и, соответственно, субъектам предпринимательской деятельности не потребуется регистрировать цены (тарифы) на производимые товары (оказываемые услуги);

- освобождены от составления экономических расчетов юридические лица, индивидуальные предприниматели в случаях изменения ими отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размере не более установленных Советом Министров Республики Беларусь предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), а также крестьянские (фермерские) хозяйства;

- сокращен на 14 позиций перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, за счет исключения ряда товаров и услуг, не являющихся стратегическими или социально значимыми для республики, или по которым в настоящее время уже созданы условия для развития конкурентной среды и недопущения установления монопольно высоких цен (тарифов).

- сокращен перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом (услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, документальное фото);

- расширен перечень товаров (работ, услуг), по которым оптовые (надбавки) устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка;

- сокращен перечень экспортируемой продукции, в отношении которой применяется государственное регулирование цен (на 17 позиций из 29) [6].

За первое полугодие 2009 г. индекс потребительских цен составил 107,3 процента, в том числе:

      на продовольственные товары — 105,9 процента,

      непродовольственные товары — 107,2 процента,

      услуги — 110,9 процента [10, с. 10].

В первом полугодии 2009г. наиболее существенное влияние на росте индекса потребительских цен оказали: по группе продовольственных товаров — сезонный рост цен на плодоовощную продукцию, по группе непродовольственных товаров — автомобили легковые и запасные части к ним, лекарственные средства, по группе услуги — жилищно-коммунальные услуги, услуги связи (сотовая связь).

Информация о работе Инфляция в условиях переходной экономики Республики Беларусь