Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ .........................................................................................................
6
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции ...................................................
6
1.2 Типы, виды и последствия инфляции ..........................................................
10
2. ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ ...............................
14
2.1 Инфляция 2008: причины и факторы роста ................................................
14
2.2 Что хуже: 1998 и 2008 ...................................................................................
21
2.3 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009 гг. ........................
24
3. ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...........................................
27
3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь ...............................................
27
3.2 Динамика индекса цен в результате антиинфляционных меропрятий по регулированию уровня цен (2009 год) .........................................................
29
3.3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь и ее результаты: трансформация без потрясений ..........................................................................
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................
Глава государства назвал задачей номер один «безболезненно пройти период кризиса. Он подчеркнул «Мы не можем, с другой стороны, позволить себе на будущее сохранять старую и не соответствующую современным потребностям структуру экономики» [21].
«Несмотря на то, что мы находимся в непростом положении, мы должны заниматься сейчас и диверсификацией экономики, и развитием инфраструктуры, и укреплением финансовой системы», сказал президент, отметив, что это необходимо для будущего страны [21].
Медведев подчеркнул: «Когда мы преодолеем все эти проблемы, кризис закончится, мы должны постараться получить новую ситуацию, чтобы с учетом цикличности развития экономики через 7-10-12-15 лет, когда созреет очередная кризисная волна, она нас накрыла в меньшей степени».
Президент РФ добавил, что сейчас «нельзя зацикливаться» на кризисных явлениях и нехватке финансовых средств: «Если сейчас опуститься ниже плинтуса, ниже какого-то уровня, то потом мы столкнемся с такой же ситуацией, как в 90-е годы - это категорически недопустимо» [21].
2.3 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009 гг.
С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она характеризуется тесным переплетением инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями. Динамика среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям показано в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Динамика среднего уровня инфляции в России
Год | Инфляция, % | Год | Инфляция, % |
1990 | 5,3 | 2000 | 20,2 |
1991 | 92,6 | 2001 | 18,6 |
1993 | 844,2 | 2002 | 15,1 |
1994 | 215,0 | 2003 | 12,0 |
1995 | 131,3 | 2004 | 11,7 |
1996 | 21,9 | 2005 | 10,5 |
1997 | 11,0 | 2006 | 9,0 |
1998 | 84,4 | 2007 | 11,9 |
1999 | 36,5 | 2008 | 13,3 |
Источник: [1, с. 77].
В рассматриваемый период стремление проводить жёсткую денежно кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен. Россия впервые в мировой практике, причём в условиях продолжавшегося десятилетие экономического спада, искусственно сдерживала темпы инфляции, применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и пособий. Инфляция оказалась несбалансированной, и не только денежным феноменом. После либерализации цен их монопольное взвинчивание посредническими структурами, спекулятивными играми на понижение крса рубля, приватизация, перераспределившая собственность не принёсшая реальной пользы, привели к обесценению денег. Не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная масса росла в результате взвинчивания цен, не успевая за растущим платёжеспособным спросом.
Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен [1, с. 77-80].
С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г [14]. Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования [14].
Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер её установления.
Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему оставались достаточно высокими, в целях борьбы с инфляцией (точнее, с ее монетарной составляющей) в стране с 2008 г. предпринимаются определенные шаги в сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования (последний раз 10 июня 2008 года), а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики [7, с. 139-141].
3. ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др. [5, с.4].
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2010 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей [5, с. 4-5]. До недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2010 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси [10, с. 8-9].
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2011 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2010 года [5, с. 5].
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси [5, с. 6]. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался ровно между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом [10, с. 9].
3.2 Динамика индекса цен в результате антиинфляционных меропрятий по регулированию уровня цен (2009 год)
В 2009 году проведена определенная работа по отмене административного регулирования цен (тарифов), в частности [6]:
- отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги;
- освобождены все индивидуальные предприниматели (за исключением оказывающих платные медицинские услуги) от соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и соответственно от их регистрации (в случае установления Правительством предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов);
- на 2009 год Правительством не установлены предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) и, соответственно, субъектам предпринимательской деятельности не потребуется регистрировать цены (тарифы) на производимые товары (оказываемые услуги);
- освобождены от составления экономических расчетов юридические лица, индивидуальные предприниматели в случаях изменения ими отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размере не более установленных Советом Министров Республики Беларусь предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), а также крестьянские (фермерские) хозяйства;
- сокращен на 14 позиций перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, за счет исключения ряда товаров и услуг, не являющихся стратегическими или социально значимыми для республики, или по которым в настоящее время уже созданы условия для развития конкурентной среды и недопущения установления монопольно высоких цен (тарифов).
- сокращен перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом (услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, документальное фото);
- расширен перечень товаров (работ, услуг), по которым оптовые (надбавки) устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка;
- сокращен перечень экспортируемой продукции, в отношении которой применяется государственное регулирование цен (на 17 позиций из 29) [6].
За первое полугодие 2009 г. индекс потребительских цен составил 107,3 процента, в том числе:
на продовольственные товары — 105,9 процента,
непродовольственные товары — 107,2 процента,
услуги — 110,9 процента [10, с. 10].
В первом полугодии 2009г. наиболее существенное влияние на росте индекса потребительских цен оказали: по группе продовольственных товаров — сезонный рост цен на плодоовощную продукцию, по группе непродовольственных товаров — автомобили легковые и запасные части к ним, лекарственные средства, по группе услуги — жилищно-коммунальные услуги, услуги связи (сотовая связь).
Информация о работе Инфляция в условиях переходной экономики Республики Беларусь