Инфляция в условиях переходной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ .........................................................................................................

6
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции ...................................................
6
1.2 Типы, виды и последствия инфляции ..........................................................
10
2. ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ ...............................
14
2.1 Инфляция 2008: причины и факторы роста ................................................
14
2.2 Что хуже: 1998 и 2008 ...................................................................................
21
2.3 Анализ динамики показателей инфляции в 1990-2009 гг. ........................
24
3. ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...........................................


27
3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь ...............................................
27
3.2 Динамика индекса цен в результате антиинфляционных меропрятий по регулированию уровня цен (2009 год) .........................................................

29
3.3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь и ее результаты: трансформация без потрясений ..........................................................................

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ....................

Работа содержит 1 файл

Инфляция в условиях переходной экономики КУРСОВАЯ.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

3. Неэффективность государственной антиинфляционной политики. Помимо объективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, оказывают влияние и факторы субъективного свойства. В первую очередь необходимо оценить действенность так называемого соглашения о замораживании цен. Такое соглашение, как убеждали чиновники, было иницииро­вано самими владельцами крупных торго­вых сетей. В соответствии с соглашением, подписанным во второй половине октября 2007 г., цены на некоторые виды хлеба, мо­лока, кефира низкой жирности, подсолнеч­ного масла, куриных яиц должны были быть снижены до уровня 15 октября 2007 г. Такой уровень должен был быть сохранен до конца января 2008 г.

Простое и, казалось бы, весьма эффек­тивное решение. Между тем эффект от него оказался противоположным. В ноябре инф­ляция по группе продовольственных товаров составила почти 2%.

По-другому и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода реше­ние подействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать мож­но так: если сегодня в добровольно-прину­дительном порядке попросили заморозить цены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этот перечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанного соглашения. Га­рантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно, естественное поведе­ние и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том, чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли в злополучный перечень. Результат всего этого — дополнительный импульс для раскручивания спирали инфляции.

К сожалению, на этом ошибочные дей­ствия со стороны экономических властей не ограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока еще решения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы, семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самой готовности правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано в полной мере. И вновь новый толчок для роста инфляции.

Почему так происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспорта некоторых видов продовольствия и сельхоз­продукции — это дополнительный риск для поставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимость реали­зуемой продукции. Цены растут.

Вроде бы простой и понятный механизм действия подобного рода решений. Но полу­чается, что он не совсем очевиден.

Законодательством установлено, что по­добного рода запрет экспорта товаров воз­можен, если наблюдается критический не­достаток этих товаров на внутреннем рынке. Есть в России критический недостаток, к примеру, молока? Ничего подобного. Сле­довательно, принятое решение не просто ошибочно, оно еще и не соответствует зако­нодательству.

Вызывал тревогу и законопроект, согласно которому ввели систему регулирования торговой деятель­ности. Нужен ли подобного рода закон? Наверное, нужен. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должна также оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы на все посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решение подкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением.

А исправлять там действительно есть что. К примеру, норму о том, что если органи­зация не имеет собственной материальной базы, то для нее требуется не ведомствен­ный, а разрешительный порядок начала де­ятельности. В связи с тем, что большинство Российских организаций оптовой торгов­ли не имеют соответствующей материальной базы (а среди организаций торговли большинство составляют организации оптовой, а не розничной торговли), стано­вится понятным, сколь значительно возрас­тают взяткоемкость в отрасли и соответствен­но издержки организаций торговли. Это очередной вклад в ускоренный рост цен.

Таким образом, предпринимаемые государством меры антиинфляционной по­литики в 2007-2008гг. дали обратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор к числу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г. [13].

4. Политические факторы (выборы). Казалось бы, действие политических факто­ров не может сегодня в России оказывать ка­кое-либо влияние на инфляцию. И декабрь­ские выборы депутатов Государственной Думы в 2007 году, и мартовские выборы Президента РФ в 2008 году не принесли и не принесут никаких неожи­данностей. Все предсказуемо, все понятно.

Это вне всякого сомнения так. И тем не менее выборы в России по-прежнему спо­собны внести свой вклад в формирование «психологии временщика». Особенно это чувствуется в среде чиновников, но и бизнес не свободен от этого. Значит, есть-таки доля неопределенности. Неопределенность — это  ­более высокий риск, и, следовательно, ком­пенсация этого риска опять будет через бо­лее высокие цены [13].

5. Значительные дополнительные бюджетные расходы. В самом конце 2007 г. начало реализовываться решение о направлении в институты развития 640 млрд руб. В подавляющем объ­еме эти средства пошли в государственные корпорации. Госкорпорации — экономи­ческая «фишка» 2007г. (успели создать шесть корпораций). К примеру, Фонд содействия реформированию ЖКХ получил 250 млрд руб., а Российская корпорация нанотехнологий — 130 млрд руб.

Однако вливание этих огромных финансо­вых ресурсов в экономику не было должным образом подготовлено. Представители Рос-нанотеха и вовсе откровенно признали, что в 2008 году только определялись с тем, куда на­правлять полученные деньги. Пока же про­блем нет: эти деньги используются в качестве финансовых вложений (соответствующие возможности для госкорпораций предусмот­рены во всех законах об их создании).

Такая бюджетная накачка экономики (а приходится она как раз на 2008 г.) зна­чительным образом увеличила денежное предложение. В то же время никаких особых мер, компенсирующих возникающие инф­ляционные риски, не предусматривалось. Имеются в виду меры по повышению конку­ренции, росту предложения товаров и услуг. Значит, бюджетные вливания внесли свой вклад в инфляцию.

К тому же следует учитывать, что деньгами институтов развития бюджетные вливания не ограничились. Ускоренными темпами индексируется заработная плата бюджетни­ков (с 1 января 2008 г. она была увеличена не на 7%, а на 14%). Не остались обделенными и военнослужащие [13].

6. Дополнительные инфляционные факторы. Таких факторов множество, и автор статьи «Инфляция-2008: Факторы роста» И.А. Николаев не называет их все. Выделяет только следующие.

1. Во-первых, в соответствии с новыми зако­нодательными нормами сокращается телеви­зионное время на рекламу в прайм-тайм: те­перь рекламы должно быть не более 9 минут в час (вместо 12 минут ранее). Это значит, что рекламное время подорожало, а оплачи­вать такое подорожание придется потребителям. Следовательно, цены на непродовольственные товары, показав­шие очень умеренные темпы роста в 2007 г. (на теле- и радиотовары цены и вовсе снизи­лись), в 2008 году выросли.

2. Во-вторых, с 1 января 2008 г. в России ввели третий экологический класс для ав­томобилей, соответствующий европейскому стандарту Евро-3 (а с 1 января 2010 года планируется ввести Евро-4). Как следствие, подорожали отечественные автомобили, а запрет импорта в Россию авто, не соответствующих Евро-3, привел к тому, что бывшие в упо­треблении иномарки тоже подорожали (дру­гой стала структура импорта таких автомо­билей). Потребовалась также дополнительная реконструкция отечественных НПЗ, что от­разилось, в свою очередь, на цене топлива.

3. В-третьих, повысили штрафы за нару­шение правил дорожного движения. Благое, казалось бы, и необходимое дело. Но если объективно оценивать, сказалось ли это на инфляции, следует признать, что, безуслов­но, сказалось.

Таким образом, получается, что в ближайшие годы вероятность закрепления негативной тен­денции в динамике инфляции, сполна поя­вившейся осенью 2007 г., чрезвычайно вели­ка [13].

 

 

 

2.2 Что хуже: 1998 и 2008

 

Экономика России будет выкарабкиваться из кризиса 2008 года дольше, чем в 1998-м. Ситуация в мире не позволит совершить "экономическое чудо" и разом вывести ВВП в "зеленую зону", потому что "болеет" не только Россия, но и все вокруг. Правда, падение будет не таким жестким, как в 1998 году, утешает Всемирный банк.

Медленно и печально. Именно так Россия, по мнению Всемирного банка, будет выходить из текущего кризиса. И этот самый кризис окажется для страны гораздо серьезнее, чем в 1998 году, уверен Всемирный банк [2].

Всемирный банк в своем отчете говорит о том, что кризис имеет все шансы стать более глубоким с точки зрения замедления темпов экономического роста и более продолжительным. И выход из него будет гораздо более медленным, чем в 1998 году.

Если в прошлый раз кризис был классическим бюджетным и валютным кризисом, то есть в целом - проблемой госсектора, и сопровождался дефолтом по долговым обязательствам, глубокой девальвацией и валютными проблемами, то сейчас это скорее кризис частного сектора. Он возник из-за того, что компании слишком много занимали за рубежом. И все бы ничего, если бы не "тройной шок" - ухудшение условий внешней торговли, отток капитала и ужесточение условий внешних займов. А как раз госсектор в финансовом смысле на этом фоне чувствовал себя более чем уверенно.

Десять лет назад экономика сокращалась ударными темпами - на 8,8% и на 9,1% в третьем и четвертом кварталах 1998 года. Однако ко второму кварталу 1999 года экономический рост достиг 3,1%, а к концу 1999 года - 12%, продемонстрировав "быстрое V-образное оживление". Это было возможно потому, что в мире в те времена была относительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

Сейчас же ситуация иная. Мир погрузился в глобальную и очень жестокую рецессию, поэтому решить проблемы за счет экспорта не получится - нет спроса, экономики мира стали "вещью в себе". Так что трудности придется преодолевать за счет собственных сил и резервов.

Низкий уровень глобального спроса и сложные международные финансовые условия в сочетании с продолжительным периодом низких цен на нефть, по всей вероятности, будут определять более продолжительные и постепенные темпы восстановления российской экономики, предрекает ВБ. Восстановление инвестиций и чистого экспорта будет происходить намного более постепенно, чем в 1998-1999 годах, что обусловлено сильным сокращением глобального спроса, большей неопределенностью и более серьезными финансовыми ограничениями.

Всемирный банк лишился последних крупиц надежды по поводу возрождения экономики РФ. Еще в декабре 2008 года банк ожидал, что ВВП страны в 2009 году вырастет на 2-3%. Но времена больших ожиданий миновали. ВВП ушел в минус, и это надолго.

Новый прогноз обещал падение экономики на 4,5% в 2009 году. Это, конечно, не 9,1% за квартал, как 10 лет назад, но тоже ничего хорошего. Тем более, что прогнозы меняются со скоростью, поражающей воображение.

«... И 2010 год не принесет долгожданного облегчения - рост ВВП будет нулевым. Мы ожидаем огромный спад внутреннего спроса и ухудшение общей экономической и социальной ситуации...», - заявил главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич [2].

Прогноз Всемирного банка по традиции стал хуже, чем ожидания российского правительства, которое ждало, что по итогам 2009 года ВВП уйдет в минус на 2,2%. По оценке Минэкономразвития, в феврале ВВП упал на 7,3%, а в январе-феврале - на 8%.

В 2010 году ВВП увеличился на 5,6%. По расчетам Всемирного банка, в IV квартале рост составил 1,1%.

Экономические показатели и цифры - это, конечно, хорошо. Но что же именно будет происходить в стране в ближайшие годы? Всемирный банк нарисовал безрадостную картину [2]:

1. Во-первых в России сильно снизится потребление. Люди и компании, оказавшиеся в сложной ситуации, перестанут покупать товары и услуги, сократив свои расходы до минимума.

3. Во-вторых, сократятся инвестиции. У компаний частного сектора едва-едва хватает денег на операционную деятельность, и тут уже не о перспективах роста - главное выжить, а будущее туманно.

3. В-третьих, резко снизится экспорт. Страны будут изо всех сил стимулировать внутреннее потребление, глобальный спрос упадет, и российские товары "на вывоз" окажутся не у дел и будут, образно говоря, пылиться на складах. А экономика России сильно зависима от этой составляющей - нефтегазовая игла ведь никуда не делась.

4. Всемирный банк также прогнозирует существенный спад промышленности, особенно обрабатывающей (в частности, производства электрооборудования, транспортных средств), а также строительства и розничной торговли.

Виновниками такого плачевного положения России Всемирный банк называет низкие цены на нефть, значительный отток капитала и ужесточение условий внешних займов для российских банков и корпораций. "Каждый из этих шоков оказался сильнее, чем это ожидалось 2-3 месяца назад", - подчеркнул Ж.Богетич [2].

Россия, так усиленно интегрировавшаяся в мировую экономическую систему в последние годы, теперь сполна пожинает плоды этой интеграции. Минорные прогнозы Всемирного банка по России основаны на мировых предсказаниях. Если бы кризис касался только России, было бы больше шансов на то, что все закончится быстро и хорошо. Но теперь уже поздно - мир слишком влияет на Россию, и пока на планете все не придет хотя бы в относительное равновесие, ждать чего-то хорошего в российской экономике не стоит [2].

Резюме таково: падать будем долго, но не до исторических минимумов. Экономика России в ближайшие годы восстановлению не подлежит. Пока мир не поправит свое здоровье - цены на нефть не вырастут, а без этого на реконструкцию бюджета и какой-то рост надеяться не стоит. Не 1998-й, но очень близко. И не известно, какой из вариантов хуже [2].

На заседании президиума Госсовета по вопросу повышения эффективности мер господдержки реального сектора экономики глава государства сказал: «Мы находимся сейчас в очень непростой ситуации, кризис продолжается, его апогей не достигнут». По словам Медведева, это касается не только России, но и других стран [21].

Информация о работе Инфляция в условиях переходной экономики Республики Беларусь