Инфляция в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении инфляции как процесса и анализ возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Основными задачами, поставленными в процессе написания курсовой работы являются:
• Рассмотреть классический подход к инфляции как экономическому процессу на уровне государственной экономической ситуации
• изучить на основе теоретического материала, причины возникновения виды и типы инфляции;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность инфляции……………………………………...6
2.Анализ инфляционных процессов в Российской Федерации ………...17
3.Антиинфляционная политика……………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

ифляция курсовая.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Политика доходов является наиболее спорным видом антиинфляционного  регулирования. Прежде всего, ее «зарплатный» вариант требует увязки с социальной политики государства. «Налоговый» и «ценовой» вариант политики доходов могут вызвать серьезные структурные диспропорции в экономике. А прямое государственное регулирование цен требует их тщательного обоснования, во избежание завышения уровня декларируемых затрат.

          2) Ограничительная фискальная политика является элементом антиинфляционного регулирования. Она включает сокращение государственных расходов, политику бездефицитного бюджета. При выборе антиинфляционной фискальной политики государства сталкиваются с необходимостью решения, по крайней мере, двух важных проблем.

Во-первых, должно быть определено отношение государства к дискретности такой политики. Либо фискальная политика является дискетной, т.е ориентируется на текущее состояние экономики, а «подстройка» налоговых ставок и госрасходов происходит путем принятия необходимых политических решений. Или она должна быть основана на однажды разработанных неизменных правилах игры, а налоги и государственные расходы (в основном трансферты) должно выполнять роль «встроенных стабилизаторов» - механизмов, реагирующих на макроэкономическую ситуацию автоматически, т.е без сопровождающих институциональных решений.

Во-вторых, государством должно быть выработано отношение к самому дефициту (профициту) бюджета. При этом правительство может руководствоваться одним из трех принципиальных подходов к проблеме фискального дисбаланса:

а) концепцией ежегодно балансируемого бюджета, сторонниками которой выступают монетаристы;

б) концепцией бюджета, балансируемого на циклической основе, разработанной  неокейнсианцами;

в) концепцией функциональных финансов, предполагающей, что существуют общие ресурсы финансовой системы, которые могут распределяться на коммерческой и добровольной основе в любом направлении. В условиях развития института государственного долга проблема балансированности доходов и расходов государственного сектора отходит на второй план, а главной задачей, с точки зрения концепции функциональных финансов, является достижение макроэкономического равновесия в целом.

В современной макроэкономике исследуется проблема совместного  управления бюджетным дефицитом  и государственным долгом. При  этом увеличение налогов и размещение облигаций государственного долга рассматриваются как альтернативные способы решения проблемы бюджетного дефицита. (Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом. М., 2012. С.450).

Опыт стран, достигших  успеха в снижении инфляции, без  сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

- структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

- выработка и реализация  сбалансированной и последовательной  фискальной политики, позволяющей  нейтрализовать циклические колебания;

- глобализация мировой  экономики, изменения в структуре  внешней торговли, переключение  на импорт товаров из стран  с низким уровнем издержек;

- проведение более  ответственной и жесткой, по  отношению к инфляции денежно  - кредитной политики;

- переключение на режим  инфляционного таргетирования со  всеми связанными с этим положительными  преобразованиями в институциональной  системе; 

- улучшение качества  статистических данных и аналитических  исследований;

- более быстрая и  жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

В целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия.

Сейчас много  говорится о том, какие меры нужно  принять по борьбе с инфляцией. Во-первых, необходимо сделать экономику значительно менее зависимой от директивных решений. К примеру, когда падает фондовый рынок не стоит бросать на его поддержку бюджетные средства и искусственно предотвращать падение котировок. Во-вторых, необходимо проводить разумную политику в отдельных ее областях, способных повлиять на динамику цен. Например, таможенная директива заметно на 25-30%, увеличила размер пошлин на импортируемые товары группы 84 и 85 (электротовары, электроника), вследствие чего резко выросли цены на продукцию из Европы. Получается, где-то мы боремся с инфляцией, а где-то ее стимулируем.

Антиинфляционная политика государства в 2011 году

1. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста  денежной массы в определенных  пределах);

2. продажа зерна из  интервенционного фонда (порядка  5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);

3. ужесточение монетарной  политики - повышение учетной ставки;

4. повышение с 1 февраля  2011г. нормативов обязательных  резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

5. ужесточение антимонопольных  мер (по завышению цен на  лекарства, бензин и продукты);

6. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

7. снижение импортных  пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

8. заимствование денежных  средств на финансовом рынке  - операции на открытом рынке  (размещение евробондов РФ);

9. расширение валютного  коридора (гибкость курсообразования)

10. прекращение экспорта  бензина в мае и июне для  стабилизации ситуации на внутреннем  рынке. Экспортная пошлина на  бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по  сравнению с изначально запланированной  на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;

11. повышение ставки  рефинансирования

12. сокращение государственных  расходов на оборону и МВД;

Для России важнейшим  инструментом, борьбы с инфляцией  должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, по сверх того) повышение уровня монетизации экономики).

Предлагается для анализа  и прогнозирования перейти к  использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

Для развивающихся стран  и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование (ИТ) не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (но крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно  и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

Некоторые достаточно развитые в экономическом отношении страны отказались от установления ориентиров роста денежной массы и перешли непосредственно к установлению ориентиров для темпов инфляции. Стабильность цен признается в качестве единственной цели монетарной политики. Все остальное, в том числе изменение денег и воздействие на их стоимость, являются инструментами достижения этой конечной цели.

Интерес развивающихся  стран к инфляционному таргетированию был связан с относительными успехами прежних режимов, позволившими снизить  уровень инфляции, повысить степень  ее прогнозируемости при достижении макроэкономической устойчивости.

В странах, перешедших к  инфляционному таргетированию, в  качестве цели, которой  руководствуется  центральный банк, устанавливается  общеизвестный и хорошо понимаемый публикой показатель инфляции, чаще всего  индекс потребительских цен или его аналог. Между тем, ИПЦ искажает общий уровень инфляции. Он не учитывает структурных сдвигов в потреблении в пользу относительно более дешевых товаров, улучшения качества товаров и услуг. И в то же время отражает влияние внешних конъюнктурных факторов и факторов институционального характера, в частности связанных с поведением естественных монополий, не находящихся в сфере управления центрального банка. Поэтому в ряде стран при формировании целевого показателя инфляции ИПЦ используется в качестве некой основы, в которую вносятся коррективы.

Политика инфляционного  таргетирования практически во всех странах на первом этапе доказала свою эффективность. Произошло значительное  снижение темпов инфляции, причем это  падение оказалось существенно  выше, чем в других развитых странах с аналогичными характеристиками экономической системы.

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения  для России не менее важны и  перспективны другие меры. В их числе  можно назвать: повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

В целом отметим, что  инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инфляция – это  сложное социально-экономическое  явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен  и обесценение денег. Главной  причиной инфляции выступает эмиссия  денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах.

Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается. Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 5– 6% в 2012-2013 г.

В российской экономике  инфляция имеет свои особенности  и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен  на энергоносители от мировых цен  на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой  систему мер по предупреждению и  преодолению инфляции. Основными  антиинфляционными мерами на период 2006–2009 гг., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Информация о работе Инфляция в РФ