Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:38, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляции как процесса и анализ возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Основными задачами, поставленными в процессе написания курсовой работы являются:
• Рассмотреть классический подход к инфляции как экономическому процессу на уровне государственной экономической ситуации
• изучить на основе теоретического материала, причины возникновения виды и типы инфляции;
Введение………………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность инфляции……………………………………...6
2.Анализ инфляционных процессов в Российской Федерации ………...17
3.Антиинфляционная политика……………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………………..38
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, может выглядеть и как инфляция издержек.
В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, различают открытую, или ценовую инфляцию, которая выражается в систематическом повышении общего уровня цен, и подавленную, или скрытую, проявляющуюся в растущем дефиците товаров при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованным характером их установления. Открытая инфляция выражается в непосредственно наблюдаемом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция (наступающая, в частности, при замораживании цен и заработной платы) проявляется в возникновении «черного» рынка с непомерными ценами, товарном дефиците.
Возможна комбинация обоих типов инфляции, т. е. сочетание дефицита госбюджета и товарного дефицита с быстрым ростом цен и снижением реальных доходов населения.
Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: социально-экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация процесса инфляции по степени его интенсивности. Темп нарастания инфляции меняет ее характер; границы между различными видами инфляции достаточно условны и подвижны:
С точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам инфляция может быть:
• сбалансированной—цены поднимаются относительно
умеренно и одновременно на большинство
товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает
результаты среднегодового роста цен
и на этой основе поднимает процентные
Ситуация
выравнивается, сбалансируется и фиксируется
как ситуация со стабильными ценами. Бизнесмены
при этой инфляции периодически повышают
цены: если, например, сырье подорожало
в 2 раза, то соответственно во столько
же раз увеличивается цена конечной продукции.
Потери при этом ощущают только те производители
сложной продукции, которая основана на
кооперационных связях,— они стоят последними
в цепочке повышения цен. Импульс повышения
цен, идущий от поставщиков сырья к конечной
продукции, отражает всю сумму повышения
цен внешней кооперации;
• несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит в себе большую опасность по следующим причинам:
В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на две группы: ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемая инфляция— та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства.
Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов. Имея прогноз роста цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно адаптироваться к спрогнозированному скачку цен.
Неожиданная (непредсказуемая) инфляция — характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. Возможны следующие варианты проявления непредсказуемости инфляции:
В странах с недостаточно развитой рыночной экономикой непредсказуемая (неожиданная) инфляция для большого бизнеса пагубна. Психологическая устойчивость бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, что сковывает их “творческий” потенциал.
Отметим еще несколько видов инфляции:
Структурная инфляция (англ. structural inflation) — это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая ее как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся стран.
Инфляция структурная — это по существу перемещение спроса. Суть данного экономического процесса состоит в том, что на товары, пользующиеся повышенным спросом потребителей, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые снижается, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно. Вследствие этих тенденций происходит: рост средних цен; сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров; снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Структурная инфляция— это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.
Инфляция роста зарплаты — удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25—30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию. В зарубежной экономической литературе мотивировка инфляции как раскручивание спирали «зарплата — цены» имеет широкое расхождение.
Инфляция прибылей — промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенному потребителю ростом качества товаров. В российской инфляции фактор увеличения прибылей не стал доминирующим в росте цен на товары. Отчасти этот факт объясняется наличием строгого контроля за уровнем рентабельности со стороны государства. Тем не менее фактор роста прибылей имеет определенное значение в развертывании инфляции при условиях: либерализации цен; отсутствии конкуренции; высоком уровне монополизма; тотальном дефиците товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.
Инфляция налогов — ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Западные экономисты называют эту ситуацию стимулирования налогов теорией «экономики предложений», согласно которой экономический рост выступает функцией налоговой политики. Несомненно, рост налогов сокращает возможности инвестиций. В результате происходит снижение уровня производства и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой роста инфляции.
Инфляция роста материальных издержек производства — ее причинами могут быть:
Данная модель инфляции характерна для нерыночной экономики, такой как российская. Для ее возникновения необходим гигантский масштаб добычи сырьевых ресурсов и наличие многочисленных ресурсодобывающих отраслей, ввиду чего происходит раскручивание специфической спирали:
Ключевыми моментами в определении той или иной модели инфляции служат обесценение денег, представляющих собой материал для выражения ценностных пропорций обмена, и соответствующая (повышенная) динамика цен. (Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. М.,2006. С.440.)
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2011 году инфляция в России упала до уровня, какого не было 20 лет: всего 6,1%. (см. рисунок 1).
Однако «никакого секрета здесь нет»: это снижение обусловлено резким абсолютным удешевлением плодоовощной продукции (больше, чем на четверть, после роста на 46% в 2010 г.) и, замедлением роста цен на другие виды продовольствия. Основная причина – нормальный урожай сельскохозяйственных культур в 2011г., после тяжелого неурожая в 2010 г., вызвавшего скачок цен. (декабрь к декабрю, см. рисунок 2) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forecast.ru/ (дата обращения: 22.04.2012)
С завершением периода
сезонного удешевления
В октябре цены на продовольственные товары увеличились на 0,5 в результате возобновившегося роста цен на плодоовощную продукцию, которая подорожала на 0,5 % (в сентябре снижение цен на нее достигло 9,8 %).
Рисунок 1. Инфляция в России в период с 2000 по 2011 год, в %.
Рисунок 2. Инфляция на потребительском рынке (годовые темпы прироста, декабрь к декабрю, %)
Платные услуги населению в октябре перестали дешеветь, рост цен на них составил 0,1%. Больше всего подорожали услуги организации культуры (+1,8%) и медицинские услуги (+0,8%). В то же время продолжали дешеветь санаторно-оздоровительные услуги и услуги зарубежного туризма, снижение цен на которые составило, соответственно, 2,8 и 0,8%.
В октябре темп прироста цен на непродовольственные товары не изменился и равнялся 0,7%. Как и месяцем ранее, быстрее всего дорожали табачные изделия (+1,4%). Выросли цены на сезонную обувь, одежду и белье. соответственно, на 1,2 и 1%. Снижение цен ни по одному виду непродовольственных товаров не было отмечено.
В октябре инфляция в годовом выражении не изменился, составив 7,2%. За аналогичный период прошлого года этот показатель был несколько выше -7,5 %. Базовый индекс потребительских цен в октябре 2011 г. также остался без изменений - ,5 % (в 2010 г.- 0,8%).
Со второй недели ноября недельная инфляция замедлилась с 0,2 до 0,1 %. В результате по итогам трех недель месяца ИПЦ составил 0,4% (за аналогичный период 2010 г. - 0,6%). Накопленная инфляция с начала года достигла 5,6% (в 2010 г.-7,4%).
Отметим, что в декабре инфляция, как правило, ускоряется. Это связано, в первую очередь, с предпраздничным всплеском потребительского спроса, кроме того, свой вклад в рост цен внесет сезонное удорожание продовольствия. Ослабление рубля, произошедшее в августе-сентябре, также, скорее всего, скажется на потребительских ценах.
На текущий момент можно утверждать, что ИПЦ по итогам года, по всей видимости, окажется в пределах официального прогноза МЭР России (6,5-7%). Пересмотр нашего годового прогноза инфляции в сторону понижения ( ранее мы предполагали, что ИПЦ в 2011 г. составит 7.5-8%) связан с существенным замедлением темпов роста денежного предложения (прирост денежной массы М2, в годовом исчислении в октябре составил 21.5% против 35% годом ранее), а также с летней продовольственной дефляцией благодаря хорошему урожаю и благоприятным погодным условиям.