Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:38, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляции как процесса и анализ возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Основными задачами, поставленными в процессе написания курсовой работы являются:
• Рассмотреть классический подход к инфляции как экономическому процессу на уровне государственной экономической ситуации
• изучить на основе теоретического материала, причины возникновения виды и типы инфляции;
Введение………………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность инфляции……………………………………...6
2.Анализ инфляционных процессов в Российской Федерации ………...17
3.Антиинфляционная политика……………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………………..38
После двухмесячного роста в октябре широкая денежная база сократилась на 2% до 7261,6млрд руб. Это объясняется как снижением вложений банков в облигации Банка России с 10,3млрд руб. до нуля, так и существенным сокращением объемов средств, размещенных банками на депозитах в ЦБ (в 1,7 раза) и корреспондентских счетах в Банке России (12,8%). В октябре депозиты банков в ЦБ РФ опустились до минимального с начала года значения - 122 млрд руб. (на 1 января 2011г. они составляли 633,2 млрд руб.).
Вместе с тем в октябре продолжил увеличиваться объем наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций - на 17,6% до 6,1 трлн руб. и обязательных резервов - на 2,8% до 356,6 млрд руб. С начала текущего года широкая денежная база снизилась на 11,3%.
Основной причиной сжатия широкой денежной базы стало то, что в октябре в банковской сфере обострился дефицит ликвидности: избыточные резервы коммерческих банков сократились сразу на 20% до минимального с начала года значения - 803,6млрд руб. Индикаторами роста напряженности с ликвидностью стали растущие ставки на межбанковском рынке кредитования (ставка по рублевым кредитам на 1 день повысилась до 4,9%), приостановка новых размещений облигаций Банка России, а также высокий спрос банков на краткосрочную ликвидность в рамках аукционов прямого РЕПО Центробанк в конце октября - середине ноября предлагал до 1-1,2 трлн руб., в то время как в начале сентября - в среднем не более 15 млрд руб. Столь масштабное предоставление ликвидности банковской системе со стороны Банка России последний раз наблюдались в разгар кризиса в начале 2009 г. Основной причиной дефицита рублевой ликвидности в банковской сфере осенью текущего года стал непрекращающийся отток капитала из страны и продажа ЦБ РФ валюты. Ситуация усугубилась с началом периода налоговых выплат. Помимо внутренних причин свою роль сыграли и внешние факторы: из-за кризиса в странах ЕС российские банки испытывают трудности с привлечением средств из-за рубежа.
Для стабилизации ситуации на денежном рынке Банк России предпринял ряд мер: в частности, возобновил кредитование банков на срок до полугода под залог нерыночных активов и под поручительства других кредитных организаций. Представители ЦБ РФ также заявили, что при ухудшении ситуации с ликвидностью возможно расширение вариантов рефинансирования банков. В декабре можно ожидать некоторой стабилизации на рынке рублевой ликвидности, что будет связано со значительными сезонными бюджетными расходами в конце года.
В октябре в рамках валютных интервенций ЦБ РФ вновь осуществлял чистые продажи валюты, хотя их объем оказался ниже, чем месяцем ранее. На внутреннем рынке было продано 4 372, 64 млн долл. и 500,48 млн евро, что, соответственно, на 35,4 и 15,3% меньше, чем в сентябре (см. рисунок 3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forecast.ru/ (дата обращения: 22.04.2012).
В октябре денежная база в узком определении (наличность плюс обязательные резервы) выросла: за месяц она увеличилась на 0,8 и достигла
6458,1 млрд руб.
Рисунок 3. Валютные интервенции Банка России в марте 2010- октябре 2011 гг.
За месяцем с середины октября по середину ноября объем международных резервов снизился на 0,5% до 515,1 млрд долл. по состоянию на 18 ноября. Причинами снижения международных резервов стали интервенции ЦБ, а также валютная переоценка.
В октябре чистый отток капитала из страны оказался ниже сентябрьского (по абсолютной величине), оставаясь, тем не менее, значительным. По предварительным оценкам Банка России, он составил 13 млрд долл., а за десять месяцев текущего года достиг 64 млрд долл. Таким образом. с начала года отток капитала уже превысил годовые показатели оттока как прошлого (33,6 млрд долл.), так и позапрошлого годов (56, 1 млрд долл.).
Вследствие значительного оттока капитала реальный эффективный курс рубля в ноябре продолжал снижаться (-1,2%).
В перспективе едва ли существует потенциал для дальнейшего поступательного снижения инфляции. Это связано, в первую очередь, с ожидающимся уже с 2012 -2013 гг. переходом к ослаблению рубля и, разумеется, с ожиданием продолжения ускоренного роста цен (тарифов) естественных монополий. Соответственно, можно ожидать стабилизации инфляции в ближайшие годы на уровне 6-7% в год, что разумеется, выше среднемирового уровня, но уже не является запретительно высоким ни для кредитования, ни для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Одним из сложнейших вопросов экономической
политики является управление инфляцией.
Способы управления ею неоднозначны, противоречивы
по своим последствиям. Диапазон параметров
для проведения такой политики может быть
весьма узок: с одной стороны, требуется
сдерживать раскручивание инфляционной
спирали, а с другой стороны, необходимо
поддерживать стимулы производства, создавать
условия для насыщения рынка товарами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
В современной литературе принято рассматривать только государственное антиинфляционное регулирование, которое сознательно осуществляется правительством или Центральным Банком. Назовем такое регулирование внешним. Однако рыночная система, в отличие от административно-командной системы, способна к саморегулированию, значит, она содержит некий стабилизационный механизм, способный гасить внешние шоки и ликвидировать системные неравновесия и без внешнего воздействия. Назовем такое регулирование внутренним.
Под антиинфляционным регулированием мы понимаем такие целенаправленные действия извне или встроенные механизмы внутри системы, которые приводят к одному из следующих результатов:
-противодействуют развитию инфляционного процесса
-сдерживают его
-нейтрализуют его последствия
-способствуют эффективному перераспределению инфляционного процесса во времени и формах. (Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом. М., 2012. 450с.)
Свойством противодействия обычно обладает лишь внутренний стабилизационный механизм. Так же, как у биологического организма присутствует иммунитет, препятствующий развитию болезней, у развитых рыночных систем существует встроенный антиинфляционный механизм.
Свойства сдерживания, нейтрализации и перераспределения инфляционного процесса присущи, главным образом, внешнему антиинфляционному регулированию. Это некие средства, которые непосредственно лечат уже развивающуюся болезнь (сдерживание), устраняют ее симптомы (нейтрализация последствий), замедляют проявление или изменяют формы протекания (перераспределения). Трансформация открытого инфляционного процесса в инфляционный потенциал дает шанс, что за этот период экономика либо сама выработает антиинфляционный иммунитет, например, будет достигнут высокий уровень конкурентности рынков, произойдут прогрессивные структурные сдвиги в экономике, либо улучшится внешняя конъюнктура. Однако перераспределение может потребовать и таких мер, которые будут препятствовать прогрессивным структурным изменениям. В таком случае будущая инфляция, накопленная в потенциале и вырвавшаяся на свободу, окажется более разрушительной, нежели если бы она была в высвобожденном виде.
Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:
· сокращение инфляционного потенциала;
· предсказуемость динамики инфляции;
· снижение темпов инфляции;
· стабилизация цен.
Основными задачами антиинфляционной политики являются:
- сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов
кредитования коммерческих
- увеличение выпуска
казначейских облигаций и
- повышение социальных
расходов на нужды
- фиксация обменного курса национальной валюты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://forexaw.com/TERMs/
Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени.
Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» — это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.
В случае когда инфляция
не является результатом избыточного
объема средств платежа в экономике,
где уже полностью задействован
1) Политика доходов предполагает непосредственное или косвенное воздействие на реальные располагаемые доходы населения. Существует три традиционных варианта такой политики:
-налоговый (воздействие
на величину располагаемого
-зарплатный (воздействие на цену труда, ставки заработной платы)
-ценовой (прямое
Два последних нередко применяются вместе, так как обеспечивают совместное управление доходами и расходами, устранение в них инфляционной составляющей. Поэтому нередко в литературе они объединяются под общим названием «ценового» варианта политики доходов.
Политика доходов имеет две стороны. С одной стороны, она является составляющей антиинфляционной политики государства, призвана сдерживать инфляционный рост цен в стране. С другой стороны, политика доходов является частью социальной политики государства, а значит, она призвана обеспечивать гражданам стабильный реальный доход, гарантирующий потребление жизненно важных благ.
В России с низким жизненным уровнем значительной части населения она, скорее, призвана выполнять вторую функцию.
Одним из основных инструментов политики доходов является установление государством минимального размера оплаты труд (МРОТ).
В России, по данным официальной статистики, в 2009 г. минимальная заработная плата составляла 4330 руб., до этого его не поднимали, тогда, как величина прожиточного минимума в IV квартале была 5562 руб. За время с 2009 по 2012 гг. накопленный рост цен составил 24,3 процента, а минимальный размер оплаты труда был повышен всего на 6,5 процента – с 4330 рублей до 4611, тогда как прожиточный минимум был увеличен с 5562 до 6209 рублей.
Прямое регулирование цен следует рассматривать как крайний вариант политики доходов, нерыночный способ ее подавления. Руководствуясь либеральной доктриной, в период рыночных реформ государство ежегодно сокращало перечень товаров и услуг с регулируемыми ценами. Постепенно оно стало касаться только регулирования цен естественных монополий, социально значимых товаров, а также цен естественных монополий, социально значимых товаров, а также цен и доходов в общественном секторе экономики. В настоящее время применяются три способа ценового регулирования:
а) фиксация цен (тарифов) или установление предельно допустимых значений;
б) ограничение уровня торговой наценки;
в) ограничение уровня рентабельности.
В России наблюдается
тенденция ситуационно
В 2008-2010гг. Федеральная антимонопольная служба РФ активизировала свою деятельность в плане поддержки конкуренции, предотвращения монополистической практики, ценового сговора и ценовой дискриминации. Это дало основание профессорам ГУ-ВШЭ утверждать, что антимонопольное регулирование в современной России также «дрейфует в сторону регулирования цен».