Инфляция в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

В большинстве стран мира уровень инфляции - один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на мно­гие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Содержание

Введение 4
1 Сущность, цели и инструменты антиинфляционной политики 5
1.1 Виды и методы измерения инфляции 5
1.2 Сущность и направления антиинфляционного регулирования 9
2 Анализ опыта РБ и антиинфляционная политика в РБ 16
2.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь 16
2.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 28

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая1.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

Высокий рост потребительских цен в 1992г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 — 1995гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995г. (в 6 раз по сравнению с 1994г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996 — 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996г. — первая половина 1998г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998-1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России.

С 2000г. в Беларуси стала поводиться достаточно жесткая денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6% в 1995г. до 25,5% в 2003г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7%). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7%). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность "социалистической полосы" (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля ВПК в экономике [13, с.71].

В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 — 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2008г. по сравнению с декабрем 2007г. составил 102,5%, с январем 2007г. - 112,9% [Приложение В (Таблица В.1.)]. Индекс цен на продовольственные товары в январе 2008г. по отношению к декабрю 2007г. составил 101,3%, по отношению к январю 2007г. - 116,2%. [19].

В 2009г. уровень инфляции составил 10,1%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2009г. по сравнению с ноябрем 2009г. составил 101,3% [Приложение В (Таблица В.2.)]. Индекс цен на продовольственные товары в декабре 2009г. по отношению к ноябрю 2009г. составил 102,3%, к декабрю 2008г. – 109,4% [Приложение В (Таблица В.3.)]. Индекс цен на непродовольственные товары в декабре 2009г. по сравнению с ноябрем 2009г. составил 100,4%, по сравнению с декабрем 2008г. – 110,1% [Приложение В (Таблица В.4.)]. Индекс цен и тарифов на платные услуги в декабре 2009г. по сравнению с ноябрем 2009г. составил 100,6%, с декабрем 2008г. – 111,9% [Приложение В (Таблица В.5.)].

Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. составил 101,1%, с декабрем 2009г. – 102,5%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2010 год – 100,6–100,8%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,35% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,5%, на платные услуги – 0,27%.

Индекс цен на продовольственные товары в марте 2010г. по отношению к февралю 2010г. составил 100,7%, к декабрю 2009г. – 102,2%. Изменение цен на продовольственные товары в марте 2010г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,35% прироста сводного индекса потребительских цен.

Индекс цен в предприятиях общественного питания в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. составил 102,6%, по сравнению с декабрем 2009г. – 105,7%.

Индекс цен на непродовольственные товары в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. составил 101,6%, по сравнению с декабрем 2009г. – 103,1%. Изменение цен на непродовольственные товары в марте 2010г. дало 0,5% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем.

Индекс цен и тарифов на платные услуги в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. составил 101,4%, с декабрем 2009г. – 101,9%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в марте 2010г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,27% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен и тарифов на платные услуги в ноябре 2009г. по сравнению с октябрем 2009г. составил 99,2%, с декабрем 2008г. – 111,3% [Приложение В].

 

          2.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

 

Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.

Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

В развитии Республики Беларусь выделяют четыре раз­личных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфля­ции, явно свидетельствующее об осуществлении в республике некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

В Республике Беларусь антиинфляционная политика раз­рабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной по­литики. Национальный банк разрабатывает и совместно с пра­вительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с правительством Респуб­лики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представ­ляет Президенту Республики Беларусь Основные направле­ния денежно-кредитной политики Республики Беларусь на оче­редной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республи­ки Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основ­ных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

            Реализация Правительством Беларуси и Национальным банком комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в республике.

Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь:

1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Национальному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]

5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов. [16, c.13]

               Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000— 2009 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования[13, c.71-77].

Первый комплекс включает меры:

      по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

Информация о работе Инфляция в РБ