Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
В большинстве стран мира уровень инфляции - один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Введение 4
1 Сущность, цели и инструменты антиинфляционной политики 5
1.1 Виды и методы измерения инфляции 5
1.2 Сущность и направления антиинфляционного регулирования 9
2 Анализ опыта РБ и антиинфляционная политика в РБ 16
2.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь 16
2.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 28
Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.
Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:
структурные изменения в экономике, в том числе реформы, вязанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности электроэнергии, воздушных перевозок;
глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;
Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования (ИТ) принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее, можно выделить несколько обязательных элементов или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.
Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров - с другой.
Безусловными требованиями реализации ИТ являются:
доверие экономических агентов к политике денежных властей;
абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития [15, c.30-36].
Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.
Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:
официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;
поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;
последовательность в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решений официально провозглашенной политике);
максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка [12, c.21-26].
Формирование серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральный банк может действовать на опережение, не допуская роста инфляции, но в то же время, ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.
В условиях дефицита доверия и низкой эффективности процентной политики реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.
В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп [12, с.21].
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсоемкая и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80% состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искажённые ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.
Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-
1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;
2) монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
3) режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
4) "импортируемая", прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен"[15, c.30-36].
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 — 2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов [13, с.71].
Первый период (1991 —1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз [Приложение Б (Таблица Б.1.)].
Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990г. до 7% в 1994г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.
Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. — до 39,3% (в 1994г. — до 59%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996г. вырос до 9%. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.
Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3%.
Четвертый период (2000 — 2005 гг.) — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001г. рост ИПЦ составил 146,0%, в 2002г. — 134,8 %, в 2003г. — 125,4%, в 2004г. — 114,4%, в 2005г. – 108,0%,
В 2006г. рост индекса потребительских цен составил– 106,6%, в 2007г. – 112,1%, в 2008г. – 110,1%, в 2009г. – 101,3% [3, с.582-585].
Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего, стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.
Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народно-хозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.