Инфляция и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике

Содержание

Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 713.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………….……………………………………………………………

 

1 Цена в рыночной экономике:  функции, виды, механизм образования…….

 

2 Прогнозирование цен  в рыночной экономике……………………………….

 

3 Государственное регулирование  ценообразования в рыночной экономике 

и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..

4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..

5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….

 

6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………….

 

Список использованных источников…………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В период перехода экономики  к рыночным отношениям необходимо создание хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов. Преобразование системы ценообразования должно осуществляться с учетом исторически сложившихся особенностей установления цен в отдельных комплексах и сферах национальной экономики, зарубежного опыта.

В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике отдельных субъектов хозяйствования. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды социально значимой и структурообразующей продукции с последовательной либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров, услуг, ценностей.

Цена по-прежнему является одной из наименее разработанных категорий, свидетельством чего выступает дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования. Тема работы является особенно актуальной в условиях Республики Беларусь, ведь с одной стороны, инфляция в республике не столь уж велика, а с другой — цены на отдельные товары и услуги у нас превышают мировые, что обуславливает необходимость коренного исследования механизма ценообразования в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются товары и услуги, а предметом – механизм ценообразования.

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования  в Беларуси.

Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:

- изучить функции и  виды цен;

- исследовать механизм образования;

- рассмотреть методы  прогнозирования цен в рыночной  экономике

- раскрыть сущность  государственного регулирования  ценообразования в рыночной экономике и выявить его основные особенности в Республике Беларусь.

- прогноз цен, и  положение Республики Беларусь на 2012г.

 

 

 

1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования

 

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую  продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В  рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу [1] .

В законодательстве о ценообразовании под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара, а под тарифом - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании)) [2]. Гражданское законодательство не определяет понятие цены, но в цивилистической литературе высказывается точка зрения о том, что цена – это "материальное выражение обязанности оплатить исполнение другой стороной своих обязанностей по договору" [3, с. 7.]. Исходя из смысла подобного подхода цена помимо денег может устанавливаться "в таких формах, как иные вещи, ценные бумаги, другое имущество (в том числе имущественные права), работы и услуги". Однако в большинстве случаев ученые характеризуют цену как отражающуюся "в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав" [4, с. 8.].

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.

На уровне интерэкономики в международной торговле цены в  определенной степени определяют структуру  мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд  важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

- учетная функция проявляется  в том, что цена служит средством  исчисления всех стоимостных  показателей, к ним относятся  как количественные (валовой национальный  продукт, валовой внутренний продукт,  национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

Цены показывают, сколько  необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.

Рыночная цена может  значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интересе покупателя состоит в покупке товара минимально  возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.

В условиях монополизированной экономики, деформированного или неразвитого  рынка, слабой конкуренции производитель  диктует цены, сдержать его в таком случае может только административное регулирование. В условиях рыночной экономики, чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами других фирм, стремясь за счет снижения затрат на единицу продукции и улучшения качества товара захватить большую емкость рынка.

- стимулирующая функция  выражается в поощрительном или  сдерживающем ее воздействии  на производство и потребление  различных товаров. Цена оказывает  стимулирующее воздействие на  производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и потребления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды продукции обладают разной эластичностью спроса по цене и эластичностью спроса по доходу, от которых зависит валовой доход фирмы.

С помощью цены можно  стимулировать или замедлять  внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

- распределительная или  перераспределительная функция  цены отражает участие цены  в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция  цены проявляется через налогово-бюджетную  политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.

- балансирующая функция  или функция балансирования рыночного  спроса и предложения заключается  в том, что через цену осуществляется  связь между производителями  и потребителями, предложением  и спросом. Цена сигнализирует  о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между  ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, несоответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента пользующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные, дефицитные товары, понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и относительно монопольное положение производителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения, повышение цен должно быть обусловлено улучшением качества продукции, выпуском изделий с новыми потребительскими свойствами. В условиях становления рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет играть более значительную роль при формировании уровня цены.

- функция цены как  средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня нормы прибыли. Это движение капиталов осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса, так как фирма самостоятельно решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль экономики вкладывать капитал. Этому предшествуют маркетинговые исследования (анализ рынка, в том числе и рыночных цен). информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны  и взаимодействуют, а в ряде случаев  вступают в противоречие. Так, стимулирующая  функция цены усиливает функцию  балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.

Взаимосвязи между различными функциями цены бывают сложными и  отличаются многообразием, поэтому  должны быть объектом исследования для  фирмы, а именно для ее специальных  подразделений в лице маркетинговых служб [5].

Система цен очень  подвижна и состоит из ряда их видов  и разновидностей, соотношения между  которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков (рисунок 1.1).

Важнейшим признаком  классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.

Информация о работе Инфляция и пути преодоления