Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 01:15, курсовая работа
Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике
Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….………………………………………… |
|
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования……. |
|
2 Прогнозирование цен
в рыночной экономике………………………… |
|
3 Государственное регулирование
ценообразования в рыночной и его особенности в Республике Беларусь…………………………………….. 4 Полная неопределенность
- главная черта периода 2009- 5 Причины возрастания цен, кризис 2011г……………………………………. |
|
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………... Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованных источников…………………………………………... |
В период перехода экономики к рыночным отношениям необходимо создание хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов. Преобразование системы ценообразования должно осуществляться с учетом исторически сложившихся особенностей установления цен в отдельных комплексах и сферах национальной экономики, зарубежного опыта.
В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике отдельных субъектов хозяйствования. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды социально значимой и структурообразующей продукции с последовательной либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров, услуг, ценностей.
Цена по-прежнему является одной из наименее разработанных категорий, свидетельством чего выступает дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования. Тема работы является особенно актуальной в условиях Республики Беларусь, ведь с одной стороны, инфляция в республике не столь уж велика, а с другой — цены на отдельные товары и услуги у нас превышают мировые, что обуславливает необходимость коренного исследования механизма ценообразования в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются товары и услуги, а предметом – механизм ценообразования.
Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы
прогнозирования цен в
- раскрыть сущность
государственного
- прогноз цен, и положение Республики Беларусь на 2012г.
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу [1] .
В законодательстве о ценообразовании под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара, а под тарифом - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон о ценообразовании)) [2]. Гражданское законодательство не определяет понятие цены, но в цивилистической литературе высказывается точка зрения о том, что цена – это "материальное выражение обязанности оплатить исполнение другой стороной своих обязанностей по договору" [3, с. 7.]. Исходя из смысла подобного подхода цена помимо денег может устанавливаться "в таких формах, как иные вещи, ценные бумаги, другое имущество (в том числе имущественные права), работы и услуги". Однако в большинстве случаев ученые характеризуют цену как отражающуюся "в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав" [4, с. 8.].
На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.
На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.
Вместе с тем, цены на отдельные товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.
Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:
- учетная функция проявляется
в том, что цена служит
Цены показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.
Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интересе покупателя состоит в покупке товара минимально возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.
В условиях монополизированной экономики, деформированного или неразвитого рынка, слабой конкуренции производитель диктует цены, сдержать его в таком случае может только административное регулирование. В условиях рыночной экономики, чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами других фирм, стремясь за счет снижения затрат на единицу продукции и улучшения качества товара захватить большую емкость рынка.
- стимулирующая функция
выражается в поощрительном
С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.
- распределительная или
перераспределительная функция
цены отражает участие цены
в распределении и
Распределительная функция
цены проявляется через налогово-
- балансирующая функция
или функция балансирования
- функция цены как
средства рационального
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.
Взаимосвязи между различными функциями цены бывают сложными и отличаются многообразием, поэтому должны быть объектом исследования для фирмы, а именно для ее специальных подразделений в лице маркетинговых служб [5].
Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков (рисунок 1.1).
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.