Инфляция: причины, виды, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:58, реферат

Описание работы

Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1 Причины инфляции………………………………………………….…4
Глава 2 Виды инфляции………………………………………………………...6
Глава 3 Пути преодоления инфляции……………………………....................10
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики………………..10
3.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости ..11
Выводы…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

«Инфляция причины, виды, пути преодоления».doc

— 293.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины.

Севастопольский национальный  технический университет

Кафедра экономики и маркетинга 
 
 
 
 
 

Реферат

По «Основам экономической теории»

Тема  «Инфляция: причины, виды, пути преодоления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Выполнила: студент 

                                 Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2006г

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1 Причины инфляции………………………………………………….…4

Глава 2 Виды инфляции………………………………………………………...6

Глава 3 Пути преодоления  инфляции……………………………....................10

          3.1.Основные подходы  антиинфляционной политики………………..10

      3.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости ..11                                    

Выводы…………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………..…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

Что такое  инфляция. Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг.  и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экомическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Итак, проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий. Так, например, энергетический кризис 70-х г.г. повлиял не общее повышение цен: общий уровень цен поднялся в 1973 г. На 7%, а в 1979 г. - на 9%.Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учетом особенностей ее протекания в  России нам предстоит остановиться на изучении  действительных инфляционных причинах роста цен. Инфляция - есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.  Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта  обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские  ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.

1. Причины инфляции 

      Рост  цен может быть связан с превышением  спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом  и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция, поэтому  особенно важно выделить действительно инфляционные.

      Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюктуры, нельзя считать  инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли  сопровождается повышением общего уровня цен.

      Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на  какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.

      Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

      1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.

      2. Инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

      3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.  Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

      4. Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.

      5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

  Определяя причины инфляции, одни экономисты связывают ее прежде всего с избыточным спросом, другие - с падением предложения (или ростом затрат на выпуск продукции).Инфляция спроса может возникнуть, когда все имеющиеся ресурсы в экономике задействованы полностью. Если спрос растет, а объемы производства увеличить уже невозможно, начинается рост цен (графически - сдвиг кривой АВ вправо).

   Когда государство  начинает печатать деньги в больших количествах — это тоже пример инфляции спроса. Правительству необходимо покупать товары и услуги, но нет лишних денег. Включая печатный станок, оно тем самым может дать толчок сильной инфляции. Инфляция издержек связана с удорожанием факторов производства — ростом цен на сырье, энергию, повышением заработной платы. В результате цены на продукцию растут, а ее объем сокращается (графически - сдвиг кривой АS влево). 

    
 

2. Виды инфляции 

      Существует  несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:

      1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;

            2. Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз): 

 
 
Потребительские цены Среднедушевой доход
Азербайджан 12,1 5,0
Армения 9,0 2,8
Белоруссия  11,6 8,2
Казахстан 10,7 6,7
Киргизия  11,9 4,3
Молдавия  12,1 4,9
Россия 15,7 7,5
Таджикистан 10,1 3,4
Туркменистан 8,7 7,1
Узбекистан 5,1 5,2
Украина 12,5 --
 

      3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

       Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.

       Недавний  рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой  прирост цен достигала 33000%.

       Наиболее  ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.

       Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.

       Теперь  рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

               а) сбалансированная инфляция;

  б) несбалансированная инфляция.

 При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

 Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

Информация о работе Инфляция: причины, виды, пути преодоления