Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:58, реферат
Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1 Причины инфляции………………………………………………….…4
Глава 2 Виды инфляции………………………………………………………...6
Глава 3 Пути преодоления инфляции……………………………....................10
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики………………..10
3.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости ..11
Выводы…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………
Министерство образования и науки Украины.
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра
экономики и маркетинга
Реферат
По «Основам экономической теории»
Тема
«Инфляция: причины, виды, пути преодоления»
Севастополь
2006г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Причины инфляции………………………………………………….…4
Глава 2 Виды инфляции……………………………………………………….
Глава 3 Пути преодоления
инфляции……………………………...........
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики………………..10
3.2.Антиинфляционная политика Украины
в период независимости ..11
Выводы………………………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..…17
Введение
Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экомическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Итак, проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий. Так, например, энергетический кризис 70-х г.г. повлиял не общее повышение цен: общий уровень цен поднялся в 1973 г. На 7%, а в 1979 г. - на 9%.Для рассмотрения сущности инфляции и методов борьбы с нею, в том числе с учетом особенностей ее протекания в России нам предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причинах роста цен. Инфляция - есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.
1.
Причины инфляции
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные.
Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.
Итак,
к важнейшим инфляционным причинам
роста цен можно отнести
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).
4. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Определяя причины инфляции, одни экономисты связывают ее прежде всего с избыточным спросом, другие - с падением предложения (или ростом затрат на выпуск продукции).Инфляция спроса может возникнуть, когда все имеющиеся ресурсы в экономике задействованы полностью. Если спрос растет, а объемы производства увеличить уже невозможно, начинается рост цен (графически - сдвиг кривой АВ вправо).
Когда государство
начинает печатать деньги в больших количествах
— это тоже пример инфляции спроса. Правительству
необходимо покупать товары и услуги,
но нет лишних денег. Включая печатный
станок, оно тем самым может дать толчок
сильной инфляции. Инфляция
издержек связана с удорожанием
факторов производства — ростом цен на
сырье, энергию, повышением заработной
платы. В результате цены на продукцию растут, а
ее объем сокращается (графически - сдвиг
кривой АS влево).
2.
Виды инфляции
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;
2. Галопирующая
инфляция (рост цен на 20—2000%
в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались,
к примеру, во многих странах Латинской
Америки, некоторых странах Южной Азии.
По подсчетам Центрального банка России,
индекс потребительских цен в нашей стране
в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские
цены опережали рост денежных доходов
населения. Ниже приведены индексы потребительских
цен и темпы роста номинальных денежных
доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество
раз):
|
Потребительские цены | Среднедушевой доход | |
Азербайджан | 12,1 | 5,0 | |
Армения | 9,0 | 2,8 | |
Белоруссия | 11,6 | 8,2 | |
Казахстан | 10,7 | 6,7 | |
Киргизия | 11,9 | 4,3 | |
Молдавия | 12,1 | 4,9 | |
Россия | 15,7 | 7,5 | |
Таджикистан | 10,1 | 3,4 | |
Туркменистан | 8,7 | 7,1 | |
Узбекистан | 5,1 | 5,2 | |
Украина | 12,5 | -- |
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
Недавний
рекорд принадлежит Никарагуа: за период
гражданской войны
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
Информация о работе Инфляция: причины, виды, пути преодоления