Инфляция и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике

Содержание

Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 713.50 Кб (Скачать)

Таким образом, государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".

Основными принципами ценообразования  в Беларуси следующие:

1) определение основ  государственной политики в области  ценообразования;

2) сочетание свободных  и регулируемых цен (тарифов);

3) разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению и регулированию  цен (тарифов);

4) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

5) государственный контроль  за соблюдением действующего  порядка ценообразования, установленных  нормативов и регулируемых цен  (тарифов).

В Республике Беларусь процесс  определения или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:

- свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

- регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

 

 

 

 

4 Полная неопределенность - главная черта периода

2009-2012

 

       С ценами в Беларуси получается, как с русской рулеткой. Для одних это шанс очень хорошо заработать, для других – риск распрощаться с бизнесом. Причем вторых, проигравших, будет гораздо больше. Полная неопределенность является главной чертой 2009 года. Директора и министры, консультанты и банкиры, сбытовики и снабженцы – все думают, как заработать на кризисе. Наступила пора Остапов Бендеров с одной стороны и становления настоящих предпринимателей.

        Для ориентации в столь бурно меняющемся экономическом пространстве мало диплома Гарварда или Лондонской школы экономики. Нужно то, что бизнесмены называют «чуйка» или по научному видение. Требуется уникальная способность осознания всевозможных комбинаций факторов, которые влияют или могут влиять на ценовую динамику, спрос, изменение законодательства, устойчивость денег, цену энергоресурсов, платежеспособность клиентов, гибкость кредиторов и страховщиков. В такой ситуации эконометрические модели и прогнозы на основе продолжения трендов становятся похожими на куклу Барби для девочек: глаз радуют, но ничему не учит и ни о чем не говорит. Здесь вы можете купить куклу.

        Несмотря на большую неопределенность будущего, многие тенденции следующего года легко предсказуемы. С высокой долей вероятности можно сказать, что в 2009г. Беларусь не станет богаче. Спрос на товары традиционного белорусского экспорта (минеральные продукты, удобрения, металлы, машины, оборудование, средства автотранспорта, химические товары) сократится. Спекуляции идут лишь в отношении глубины падения. Российский рынок рушится на глазах. Конкуренция на нем будет гораздо жестче, в том числе и для белорусских производителей.

        Заемные ресурсы наверняка станут дороже. Дефолты многочисленных кредитных заведений в мире, «замороженный» рынок инвестиций (никто не знает, что и сколько производить в следующем году), банкротство банков и страховщиков – все это предопределяет рост процентных ставок.

        Резко падает объем прямых иностранных инвестиций, проектов «зеленого поля» (т. е. когда новые заводы создаются с нуля). Существенно сократится объем доступных ресурсов на инновации и модернизацию. Обновлять производственную базу станет гораздо тяжелее. Рассчитывать на щедрые ресурсы ЕС также не приходится вне зависимости от хода двусторонних переговоров.

         Легко читается существенное  падение цен на недвижимость  и жилье. «Просядет» рынок строительных  материалов и услуг. Стоит ожидать  «замораживания» многих строек и увольнения рабочих строительных специальностей. В объектах незавершенного строительства похоронены миллиарды долларов капитала, который никак не приспособишь к новому бизнес циклу.

         2009-2011гг. – самое неблагоприятное  время для становления фондового рынка. Чуть ли не к каждой ценной корпоративной бумаге инвесторы относятся с большим подозрением. В 2008г. цены на акции многих авторитетных коммерческих организаций упали в разы. Едва ли 2009г. они восстанут, как Феникс из пепла. В такой ситуации выходить на IPO в Лондон или на любую другую площадку – это обрекать себя на уничижительно низкие цены активов. Продают активы на спаде только глупые или быстро беднеющие. Поэтому легко спрогнозировать, что в любом раскладе Беларуси не стоит ждать щедрых бюджетных поступлений от приватизации.

         Есть еще целый ряд тенденций,  которые при всей неопределенности  будущего легко предсказуемы. Едва  ли инфляция будет ниже 10% при  столь быстром увеличении денежной  массы. Беларусь не сможет прожить  следующий год без глубоких шоков, если не привлечет внешние кредиты. При существующих и растущих дисбалансах валютного рынка не надо быть специалистом по форексу, чтобы предсказать девальвацию белорусского рубля. О том, насколько подешевеет наша валюта, никто точно сказать не может. Слишком многие факторы, в том числе субъективные, влияют на этот показатель. Если же правительство будет настаивать на неизменности равенства $1 = 2200/2300, то легко прогнозировать рост валютных операций теневого рынка. А в это время в кулуарах власти ходит мнение, что первого января 2009г. мы проснемся с новым рублем. В смысле его курсом к доллару.

          В 2009г. для Беларуси только  отъявленные оптимисты и отпетые  политические мошенники могут  прогнозировать рост реальной  зарплаты, пенсий, рублевых вкладов населения, роста капитализации фондового рынка и экспортной экспансии белорусских промышленных товаров в ЕС. В ближайшие три года у нас точно не будет диверсификации источников энергии. Полная занятость уйдет в небытие. Можно распрощаться с профицитным бюджетом. С высокой долей вероятности можно сказать, что начало строительства АЭС будет отложено.

 

 

 

4.1 Три сценария в инвариантном мире

 

В 2009г. наверняка возрастет  спрос на шаманов, гадалок и астрологов. К сожалению, многие из них называют себя экономистами и гордятся дипломами гарвардов, оксфордов или разных сорбонн. Ненаучно предсказывать абсолютные цифры падения или роста разных показателей, сроки изменений и продолжительность тех или иных явлений. Поскольку людям очень хочется знать будущее, особенно если они управляют предприятиями, не хотят потерять деньги, а заработать, то они будут предъявлять повышенный спрос на прогнозы будущего. Поэтому следует предупредить, что цифры, представленные в трех сценариях, это не результат математических расчетов по сложным эконометрическим моделям, а цифровое обозначение тенденций, которые будут наблюдаться в Беларуси в следующие три года.

 

            Первый сценарий – кризисный.  Он смоделирован, как продолжение  текущей политики правительства. С применением отдельных пожарных мер монетарной и фискальной политики. Падение ВВП начнется уже в 2009г. и не закончится до 2012. Белорусский рубль будет быстро дешеветь. Острая проблема золотовалютных резервов заставит правительство либо ограничивать спрос на валюту. Торговый и платежный баланс останутся хронически отрицательными. К ним с большим минусом подключится баланс бюджета. Реальные доходы будут падать, а количество «лишних» рабочих мест на дряхлеющих госпредприятиях расти.

 

            Второй сценарий – номенклатурный. Он отличается от кризисного тем, что предполагает активную продажу государственного имущества и активов. Без изменения существующего порядка приватизации. Экономика также будет сокращаться. Однако к 2012г. новые собственники сформируют спрос на большую макроэкономическую устойчивость. Они же будут заинтересованы в изменении инвестиционного климата, развитие финансового и валютного рынков. Это сценарий мягкой, избирательной либерализации с креном в пользу «точек роста». Через два года можно ожидать заметного увеличения притока иностранного капитала. Это будут возвращаться вывезенные ранее белорусские деньги, если их собственники будут уверены в политической и правовой надежности такой легализации средств.

 

            Третий сценарий – либеральный или ответственный. Складывание экономики Беларуси проходит так быстро, что, по большому счету, у ответственных полисимейкеров выбора нет. Мы довели до предела ресурс плановой экономики. Утяжелять административное бремя уже некуда – и так все стонут. Либеральный сценарий – это системное увеличение экономической свободы по всем направлением при одновременном создании прозрачного, малого, эффективного государства. Его реализация предполагает изменение системы принятия решений. Администрация президента в Беларуси должна стать таким же полноценным правительством, как в США. Ей должны быть переданы все функции и полномочия. Очень важно создать Группу антикризисного реагирования, которая будет вырабатывать системные, координированные решения.

 

            Скептики считают, что в 2009-2010гг. кризис в стране будет более  глубоким. Экономика Беларуси может  потерять даже до 20% ВВП, если  самый черный сценарий случится  в России и мировой экономики.  В этом случае затягивать пояса  придется туже. Будет не до роскошеств и отдыха. Однако если на этом этапе мы не будем зажимать свободу, позволим людям самостоятельно выходить из кризиса и оказывать помощь самым нуждающимся, если сумеем защитить права собственность и не допустить захвата государства криминальными или номенклатурными кланами, то кризисный период будет сокращен до минимума, 18 – 24 месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Причины возрастания цен, кризис 2011г.

Хроника событий 2011 года

 

 

5.1 Cтратегии высокого роста приходит конец

 

        В первом полугодии белорусский ВВП рос так, как будто в стране нет никакого кризиса. Однако теперь, уже второй месяц подряд, наблюдается падение темпов экономического роста. Если по итогам первых пяти месяцев рост ВВП составил 12,5%, то за первое полугодие – 11%, а за январь-июль – только 9,8%.

       Таким  образом, сбывается прогноз тех  экономистов, которые еще весной  предсказывали, что ВВП после  роста в начале года ожидает  замедление и даже снижение.

      Аналитики  австрийской банковской группы Raiffeisen ожидают, что этот тренд будет продолжаться. В прогнозе на второе полугодие, содержание которого стало доступно интернет-газете Naviny.by, аналитики Raiffeisen прогнозируют дальнейшее снижение темпов экономического роста в Беларуси.

«Предыдущие цели роста  свыше 10% в этом году были слишком амбициозными, нереалистичными и неуместными в условиях острой нехватки иностранной валюты и раздувания дефицита текущего счета», – полагают аналитики Raiffeisen.

        Еще в мартовских правительственных  материалах были записаны очень  высокие темпы экономического роста. Министерство экономики тогда прогнозировало, что в 2011 году ВВП вырастет на 9-10%, в 2012 – на 9,5-10,5%, а в 2013 - 2014 годы будет расти на 10,5%-11% ежегодно. Однако весной в Беларуси разразился валютный кризис, и министерству экономики пришлось существенно скорректировать свой прогноз на текущий год.

«В случае оптимистического развития событий мы рассчитываем на рост ВВП на 6-7%», — заявлял министр  экономики Николай Снопков, отвечая  в конце июня на вопросы журналистов. При этом его пессимистический прогноз на текущий год предполагал рост экономики всего лишь на 1-3%.

       Аналитики Raiffeisen положительно рассматривают тот факт, что белорусские власти перестали ориентироваться на экономический рост в двузначных цифрах.

      «Мы  были критически настроены насчет  следования «стратегии высокого  роста», отражающей двузначные цифры  роста… Мы считаем, что эти  показатели являются скорее нагрузкой  для экономики, чем сигналом  экономического процветания», —  отмечают эксперты Raiffeisen.

 

 

 

 

Январь

Инфляция за месяц  — 1,4 %[11].

Февраль

Инфляция за месяц  — 2,7 %[17].

Март

За месяц физические лица купили у банков валюты более  чем на $700 млн больше, чем продали.

Апрель

Формирование постоянного  дефицита валюты. Появление многодневных очередей у обменных пунктов.

Май

Ажиотажный спрос населения  на потребительские товары в ожидании роста цен.

Быстрый рост цен. Дефицит  отдельных видов товаров.

Инфляция в мае составила 13,1 %.

Июнь

Курс на чёрном рынке  стабилизировался на уровне 6100—6300 рублей за доллар (примерно на 25 % выше официального курса Нацбанка).

Инфляция за месяц  — 8,6 %[55].

Июль

Инфляция в июле — 3,5 %.

Август

Инфляция за август выросла  на 8,9 %[86].

Сентябрь

Инфляция в сентябре: 13,6 %[97]

Октябрь

Инфляция в октябре: 8,2 %[111].

Информация о работе Инфляция и пути преодоления