Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель работы - рассмотрев теоретические концепции проблемы инфляции выделить особенности политики регулирования доходов населения в инфляционной экономике России на современном этапе.
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
- определение инфляции как экономической категории, выделение причин инфляции в рыночной экономике;
- охарактеризовать причины инфляции в экономике;
- охарактеризовать основные направления политики регулирования доходов населения;
- определение структуры доходов населения;
Введение
1. Сущность, причины и механизмы инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Виды инфляционных процессов
1.2.1 Инфляция спроса
1.2.2 Инфляция, вызванная ростом издержек производства
1.3 Модели воздействия инфляции на уровень безработицы
1.3.1 Кривая Филлипса
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ
2.1 Оценка уровня инфляции в РФ
2.2 Оценка политики регулирования доходов населения
2.3 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции
2.4 Правовые основы индексации
2.5 Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список литературы
Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например, в целом выплаты по линии социального обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.
Система социальной помощи включает в США несколько программ:
- программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует с 1974 года и предусматривает выплаты государственного денежного пособия в размере примерно 60 процентов от уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого пособия корректируется;
- программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются критерии нуждаемости;
- программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право на получение таких талонов имеют лица или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным) или по сниженным ценам. В 1987 году средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.
Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации, в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США -- весьма незначительна.
Помощь на жилье предоставляется по усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.
В области здравоохранения в США действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.
В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять процентов.
В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции.
Корректировка пенсионных выплат в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех пенсий.
В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом цен.
В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном хозяйстве.
В зависимости от роста цен этот перерасчет могли производить два-три раза в год или даже ежеквартально в процентах к предполагаемому размеру средней заработной платы в размере:
- 35 процентов -- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности I и II групп, а также III группы для лиц, достигших пенсионного возраста;
- 27 процентов -- пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.
Перерасчет ранее назначенных пенсий в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий.
В результате все пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные до 1970 года, были скорректированы при помощи коэффициента -- 1,45, а за период с 1971 по 1989 год -- коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03.
Благодаря этому перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.
Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее систематического увеличения.
Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет -- в размере увеличения минимальной заработной платы; стипендии учащимся -- в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия и другие выплаты безработным -- аналогично заработной плате, с которой они начисляются.
Следует отметить, что наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д.
Предполагалась
также индексация некоторых сберегательных
вкладов населения. Насколько применяемые
методы индексации в развитых странах
были эффективны, можно судить по данным
таблицы.
Таблица 2 - Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах)
Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах) | ||||
1980 | 1990 | 2000 | 2005 | |
Заработная плата | 140 | 414 | 709 | 820 |
Потребительские цены | 122 | 289 | 476 | 540 |
Реальная зарплата | 115 | 143 | 149 | 152 |
Относительное изменение потребительских цен | 87 | 70 | 67 | 66 |
Приведенные
данные показывают, что в течение длительного
периода с 1990-го по 2005 год экономика этих
стран развивалась при умеренной инфляции,
обусловленной опережением темпов роста
оплаты труда над индексом роста цен. В
результате, несмотря на рост потребительских
цен в 5,4 раза, относительно заработной
платы они снизились на 34 пункта. В последующие
годы темпы роста цен несколько обгоняли
темпы роста заработной платы. Так, с 2005-го
по 2008 год цены здесь возросли на 4,4 процента,
а заработная плата на 3,6 процента. Но созданный
ранее разрыв в пользу заработной платы
позволил смягчить неблагоприятные последствия
относительного сокращения покупательной
способности доходов населения.
Заключение
В настоящее время инфляция - это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения.
Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.
Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес. Нужны меры, направленные на поддержку «малого» бизнеса. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 года Центральный банк взял курс на некоторое расширение денежной массы. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Для регулирования инфляционного процесса необходимо также нейтрализовать его внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Европейского Союза.
Таким
образом, добиться ослабления инфляции
можно, лишь задействовав весь арсенал
средств борьбы с ней, накопленный в мировой
теории и практике, а также постоянно адаптируя
его к условиям России.
Список
литературы
1. А. Алисов. Инфляция и кризис. Пути выхода. // Вопросы Экономики, 2001, №3. - 104 стр.
2. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие - М., // ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002.
3. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. // Пресса, 2002.
4. А.С. Булатова. Экономика: Учебник // М.: БЕК, 2002. - 816 стр.
5. Белокрылова О.С., Германова О.Е, И.Ю. Солдатова. Основы рыночной экономики в России. // М., Наука, 2003. - 186 стр.
6. В. Герасименко. Инфляция в России. // РЭЖ, 2002. №10. - 220 стр.
7. Долан Э., К.Д. Кемпебелл. Деньги, Банки и Кредитно - Денежная Политика. // М.: Дело, 2000. - 785 стр.
8. Долан Э., Д.Э. Линдсей. Макроэкономика.// М.: Дело, 1999. - 408 стр.
9. Д. Кейнс. Общая теория занятости. // Вопросы Экономики, 2002.
10. Д. Кейнс. Общая теория занятости процента и денег. // М.:1978.
11. А. Лившиц. Инфляция: краткий спецкурс. // РЭЖ, 2000. №6. - 102 стр.
12. А. Лившиц. Введение в рыночную экономику// М: Высшая школа, 2002.
13. С. Лушин. Инфляция: общий подход. // РЭЖ, 2001. №10. - 193 стр.
14. С. Лушин. Инфляционные процессы в экономике страны. // 2000, №2.
15. А. Маршалл. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993.
16. Г.М. Мкртчян, И.М. Чистяков Социальная политика в России: итоги международной конференции // Социс, № 9, 2002 - 322 стр.
17. П. Оппенгеймер. Исследование инфляции: западный опыт // Вопросы Экономики, 2001, №3 - 538 стр.
18. Чепурина, Е. Киселевой. Курс экономической теории. // Киров, 2002.
19. Указ президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации»
20. http://www.pravda.ru/news/
Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов в РФ