Инфляция и политика регулирования доходов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрев теоретические концепции проблемы инфляции выделить особенности политики регулирования доходов населения в инфляционной экономике России на современном этапе.
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
- определение инфляции как экономической категории, выделение причин инфляции в рыночной экономике;
- охарактеризовать причины инфляции в экономике;
- охарактеризовать основные направления политики регулирования доходов населения;
- определение структуры доходов населения;

Содержание

Введение
1. Сущность, причины и механизмы инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Виды инфляционных процессов
1.2.1 Инфляция спроса
1.2.2 Инфляция, вызванная ростом издержек производства
1.3 Модели воздействия инфляции на уровень безработицы
1.3.1 Кривая Филлипса
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ
2.1 Оценка уровня инфляции в РФ
2.2 Оценка политики регулирования доходов населения
2.3 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции
2.4 Правовые основы индексации
2.5 Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция и политика регулирования доходов в РФ.rtf

— 1.09 Мб (Скачать)

     Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например, в целом выплаты по линии социального обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.

     Система социальной помощи включает в США несколько программ:

     - программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует с 1974 года и предусматривает выплаты государственного денежного пособия в размере примерно 60 процентов от уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого пособия корректируется;

     - программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются критерии нуждаемости;

     - программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право на получение таких талонов имеют лица или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным) или по сниженным ценам. В 1987 году средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.

     Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации, в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США -- весьма незначительна.

     Помощь на жилье предоставляется по усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.

     В области здравоохранения в США действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.

     В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять процентов.

     В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции.

     Корректировка пенсионных выплат в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех пенсий.

     В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом цен.

     В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном хозяйстве.

     В зависимости от роста цен этот перерасчет могли производить два-три раза в год или даже ежеквартально в процентах к предполагаемому размеру средней заработной платы в размере:

     - 35 процентов -- пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности I и II групп, а также III группы для лиц, достигших пенсионного возраста;

     - 27 процентов -- пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.

     Перерасчет ранее назначенных пенсий в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий.

     В результате все пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные до 1970 года, были скорректированы при помощи коэффициента -- 1,45, а за период с 1971 по 1989 год -- коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03.

     Благодаря этому перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.

     Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее систематического увеличения.

     Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет -- в размере увеличения минимальной заработной платы; стипендии учащимся -- в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия и другие выплаты безработным -- аналогично заработной плате, с которой они начисляются.

     Следует отметить, что наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д.

     Предполагалась также индексация некоторых сберегательных вкладов населения. Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы. 

     Таблица 2 -  Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах)

     
Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах)
  1980 1990 2000 2005
Заработная плата 140 414 709 820
Потребительские цены 122 289 476 540
Реальная зарплата 115 143 149 152
Относительное изменение потребительских цен 87 70 67 66
 

     Приведенные данные показывают, что в течение длительного периода с 1990-го по 2005 год экономика этих стран развивалась при умеренной инфляции, обусловленной опережением темпов роста оплаты труда над индексом роста цен. В результате, несмотря на рост потребительских цен в 5,4 раза, относительно заработной платы они снизились на 34 пункта. В последующие годы темпы роста цен несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 2005-го по 2008 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного сокращения покупательной способности доходов населения. 

 

Заключение 

     В настоящее время инфляция - это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения.

     Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.

     Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес. Нужны меры, направленные на поддержку «малого» бизнеса. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 года Центральный банк взял курс на некоторое расширение денежной массы. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Для регулирования инфляционного процесса необходимо также нейтрализовать его внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Европейского Союза.

     Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России. 

 

Список литературы 

1. А. Алисов. Инфляция и кризис. Пути выхода. // Вопросы Экономики, 2001, №3. - 104 стр.

2. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие - М., // ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002.

3. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. // Пресса, 2002.

4. А.С. Булатова. Экономика: Учебник // М.: БЕК, 2002. - 816 стр.

5. Белокрылова О.С., Германова О.Е, И.Ю. Солдатова. Основы рыночной экономики в России. // М., Наука, 2003. - 186 стр.

6. В. Герасименко. Инфляция в России. // РЭЖ, 2002. №10. - 220 стр.

7. Долан Э., К.Д. Кемпебелл. Деньги, Банки и Кредитно - Денежная Политика. // М.: Дело, 2000. - 785 стр.

8. Долан Э., Д.Э. Линдсей. Макроэкономика.// М.: Дело, 1999. - 408 стр.

9. Д. Кейнс. Общая теория занятости. // Вопросы Экономики, 2002.

10. Д. Кейнс. Общая теория занятости процента и денег. // М.:1978.

11. А. Лившиц. Инфляция: краткий спецкурс. // РЭЖ, 2000. №6. - 102 стр.

12. А. Лившиц. Введение в рыночную экономику// М: Высшая школа, 2002.

13. С. Лушин. Инфляция: общий подход. // РЭЖ, 2001. №10. - 193 стр.

14. С. Лушин. Инфляционные процессы в экономике страны. // 2000, №2.

15. А. Маршалл. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993.

16. Г.М. Мкртчян, И.М. Чистяков Социальная политика в России: итоги международной конференции // Социс, № 9, 2002 - 322 стр.

17. П. Оппенгеймер. Исследование инфляции: западный опыт // Вопросы Экономики, 2001, №3 - 538 стр.

18. Чепурина, Е. Киселевой. Курс экономической теории. // Киров, 2002.

19. Указ президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации»

20. http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0

Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов в РФ