Инфляция и политика регулирования доходов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрев теоретические концепции проблемы инфляции выделить особенности политики регулирования доходов населения в инфляционной экономике России на современном этапе.
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
- определение инфляции как экономической категории, выделение причин инфляции в рыночной экономике;
- охарактеризовать причины инфляции в экономике;
- охарактеризовать основные направления политики регулирования доходов населения;
- определение структуры доходов населения;

Содержание

Введение
1. Сущность, причины и механизмы инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Виды инфляционных процессов
1.2.1 Инфляция спроса
1.2.2 Инфляция, вызванная ростом издержек производства
1.3 Модели воздействия инфляции на уровень безработицы
1.3.1 Кривая Филлипса
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ
2.1 Оценка уровня инфляции в РФ
2.2 Оценка политики регулирования доходов населения
2.3 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции
2.4 Правовые основы индексации
2.5 Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция и политика регулирования доходов в РФ.rtf

— 1.09 Мб (Скачать)

     Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности. 

2.4 Правовые основы индексации 

     В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных российских условиях весьма остро ощущается необходимость их индексации.

     Правовые основы и механизмы ее осуществления определены еще в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», статьей 811 КЗоТ РФ и указом президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации» (текст указа президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации:

     «В целях обеспечения защиты сбережений граждан Российской Федерации и повышения их доверия к банковским учреждениями страны постановляю:

     1. Признать целесообразным создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений России, образуемых за счет привлечения вкладов (депозитов) граждан Российской Федерации (далее - Фонд).

     2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения об образовании в установленном порядке и деятельности Фонда, имея ввиду, что: средства Фонда формируются как за счет регулярных взносов банковских учреждений России, имеющих право привлечения вкладов (депозитов) населения, так и за счет дополнительных средств из республиканского бюджета Российской Федерации;

     - средства Фонда расходуются на страхование активов банковских учреждений только в той части, которая образуется за счет вкладов (депозитов) лиц, являющихся гражданами Российской Федерации;

     - из средств Фонда выплачиваются полные или частичные (дифференцированные в зависимости от категорий вкладчиков и размера вкладов (депозитов) компенсации вкладчикам банковских учреждений в случае невозможности удовлетворения их имущественных требований при прекращении банковских учреждений в результате несостоятельности (банкротства);

     - средства Фонда не подлежат изъятию и расходованию на цели, не связанные с его назначением.

     3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации передать в Фонд перечисленные коммерческими банками отчисления, производимые в 1992-1993 гг. в фонд страхования депозитов.

     4. Рекомендовать Сберегательному банку Российской Федерации повысить процентные ставки по срочным вкладам населения.

     5. Совету Министров - Правительству Российской Федерации подготовить предложения по реализации в апреле-мае 1993 года активов Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням на сумму 400 млрд. рублей для осуществления первоочередных неотложных мер по компенсации малоимущим категориям населения потерь от обесценивания вкладов.

     6. Совету Министров - Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком российской Федерации и сберегательным банком Российской Федерации подготовить дополнительные предложения о механизме и формах компенсации потерь граждан Российской Федерации от обесценивания принадлежащих им вкладов (депозитов) [19].

     К сожалению, в полной мере механизмы, предусмотренные этими нормативными актами, в практике хозяйствования не задействованы.

     Между тем мировой опыт свидетельствует, что индексация как устанавливаемый государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен позволяет поддерживать покупательную способность денежных доходов и сбережений.

     Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий др.).

     Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий отстают от роста цен, они не достигают своих целей.

     В соответствии с законом об индексации денежных доходов ей подлежат:

     - оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;

     - государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие), кроме единовременных;

     - вклады граждан в Сберегательном банке;

     - государственные займы и иные государственные ценные бумаги, взносы в организации государственного страхования.

     Для индексации денежных доходов и сбережений должен использоваться индекс потребительских цен на товары, а также платные услуги. Законом определено, что он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося потребления за предыдущий год по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг (без товаров и услуг необязательного пользования).

     Наблюдение за изменением потребительских цен призвана осуществлять специальная государственная служба, действующая в составе региональных и местных статистических органов Информация об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в официальных изданиях государственной статистики и периодической печати.

     Законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (от 25 сентября 1992 г.) установлен порог индексации -- индекс потребительских цен, с которого должна начисляться индексация денежных доходов и сбережений. Он установлен в размере 6%.

     Денежные доходы граждан в виде оплаты труда, государственных пенсий, стипендий, социальных пособий подлежат индексации в следующем порядке (ст. 5 названного Закона):

     - первая часть дохода, равная полуторной величине минимальной месячной заработной платы, установленной законом, -- на индекс потребительских цен;

     - вторая последующая часть дохода, равная полуторной величине минимальной заработной платы, -- на 50% индекса потребительских цен.

     Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащий индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

     Законом установлено правило, согласно которому сбережения граждан в сберегательном банке России индексируются путем изменения процентных ставок по вкладам. 

2.5 Мировой опыт индексации доходов 

     Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции получил распространение в развитых странах с рыночной экономикой вскоре после окончания Второй мировой войны.

     Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им материальной возможности приобретать фиксированный набор потребительских благ. Кроме того, индексация направлена и на поддержание определенного уровня жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения. Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

     Практический опыт развитых стран показывает, что отношение к индексации как к механизму регулирования доходов населения в условиях инфляции может быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той, же стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется, может значительно возрасти в результате стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

     Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций. Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре) уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

     Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен. Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например, в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент. В 1980 году в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии -- двум процентам, в Люксембурге - двум с половиной процентам.

     На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование доходов осуществляется, как правило, лишь после того, как рост цен достигнет определенного уровня.

     Естественно, что это перманентное запаздывание может подорвать эффективность индексации как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца, по прохождении которых производятся компенсационные выплаты.

     Система, основанная на минимальном лаге, когда автоматическая корректировка доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная плата пересматривается, как правило, раз в полгода. Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут быть условно подразделены на три категории:

     - пропорциональная компенсация, которая обычно выражается в процентах и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;

     - фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);

     - смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия). Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от роста средней зарплаты. В 1989 году в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.

     В Болгарии индексация должна была осуществляться два раза в год, но если рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то -- с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости от величины дохода. В полном размере, т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной плате, не превышающей 1,7 минимальной зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при зарплате, превышающей минимальную в 3 - 4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация равна предусмотренной для минимальной зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то компенсация выплачивается в размере, полагающемся для трех минимальных пенсий.

Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов в РФ