Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель работы - рассмотрев теоретические концепции проблемы инфляции выделить особенности политики регулирования доходов населения в инфляционной экономике России на современном этапе.
Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
- определение инфляции как экономической категории, выделение причин инфляции в рыночной экономике;
- охарактеризовать причины инфляции в экономике;
- охарактеризовать основные направления политики регулирования доходов населения;
- определение структуры доходов населения;
Введение
1. Сущность, причины и механизмы инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Виды инфляционных процессов
1.2.1 Инфляция спроса
1.2.2 Инфляция, вызванная ростом издержек производства
1.3 Модели воздействия инфляции на уровень безработицы
1.3.1 Кривая Филлипса
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ
2.1 Оценка уровня инфляции в РФ
2.2 Оценка политики регулирования доходов населения
2.3 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции
2.4 Правовые основы индексации
2.5 Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список литературы
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3 - 5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д.
Нельзя сказать, что инфляция в различных ее проявлениях носит случайный характер, нет, это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
Объемы, структурные и качественные характеристики потребления населения определяются и будут определяться в долгосрочной перспективе целым рядом обстоятельств, но прежде всего покупательной способностью доходов. Уровень и покупательная способность доходов и характеристики потребления во многом будут зависеть от общего объема ВВП и его душевых значений, которые, как это планируется, будут расти.
Здесь весьма важна структура использования национального дохода, в частности, доля, идущая непосредственно на конечное потребление населения, которая в перспективе сократится.
Это может произойти, в частности, под влиянием неизбежного роста затрат на инвестирование в развитие и модернизацию производства, в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что неизбежно повлечет за собой увеличение оборонных расходов, и по ряду других причин.
Во многом покупательная способность доходов населения будет зависеть от состояния и прогресса в области совершенствования распределительных отношений и, соответственно, от проводимой социальной политики.
Покупательная способность доходов выражается с помощью различных показателей, таких, например, как количество того или иного продукта питания, которое можно приобрести за стоимость единицы рабочего времени, количество продуктовых наборов, которое доступно купить за среднюю месячную заработную плату, и некоторых других.
Однако для целей прогнозирования в качестве интегрального индикатора покупательной способности доходов в наибольшей степени подходит такой показатель, как соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни.
В этом расчетно-статистическом показателе уровень доходов конкретно выражается через значение среднедушевого денежного дохода населения, а стоимость жизни представлена стоимостью некоторого фиксированного набора потребительских благ (ФПН), в качестве которого с точки зрения проведения прогнозных расчетов удобно использовать стоимость минимального потребительского набора, взятого из прожиточного минимума базового года прогнозирования.
Значение этого показателя будет выражаться числом ФПН, которое позволит приобрести среднедушевой месячный денежный доход.
Рост доходов населения. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения также будут расти.
К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателям, укрупненно характеризующим доходы населения, в настоящее время относят прежде всего реально располагаемые доходы домашних хозяйств.
Исходя
из динамики "Основных показателей
прогноза социально-экономического развития
России на 2000 - 2010 годы" (см. таблицу 1),
можно прогнозировать, что изменения ситуации
в сфере доходов населения в перспективе
определятся достаточно устойчивым ростом
реальных располагаемых доходов населения
- от 7 до 13% в год.
Таблица 1 - Важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года
годы | Умеренный вариант | Оптимистический вариант | ||||
ВВП, % к предыдущему периоду | Инфляция, % к предыдущему периоду | Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду | ВВП, % к предыдущему периоду | Инфляция, % к предыдущему периоду | Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду | |
2000 | 110 | 120,2 | 111,9 | 110 | 120,2 | 111,9 |
2001 | 105 | 118,6 | 108,5 | 105 | 118,6 | 108,5 |
2002 | 104,3 | 115,1 | 109,9 | 104,3 | 115,1 | 109,9 |
2003 | 107,3 | 112 | 114,5 | 107,3 | 112 | 115 |
2004 | 105 | 111,5 | 110 | 107 | 110 | 113 |
2005 | 105,2 | 111 | 109 | 105,9 | 108,5 | 110 |
2006 | 105,3 | 110 | 107 | 106,1 | 107,5 | 108 |
2007 | 105,5 | 109,8 | 107 | 106,3 | 107,3 | 108 |
2008 | 105,7 | 109,5 | 107,2 | 106,5 | 107 | 108,2 |
2009 | 105,8 | 109,4 | 107,3 | 106,6 | 106,8 | 108,3 |
2010 | 105,8 | 109,3 | 107,5 | 107 | 106,7 | 108,5 |
170,6 | 299,2 | 235,2 | 182,4 | 256,6 | 256,5 | |
2015 | 105,8 | 109,0 | 107,5 | 107,0 | 106,5 | 109,0 |
226,0 | 460,4 | 337,6 | 255,8 | 351,6 | 385,6 |
В силу ряда объективных и субъективных факторов (необходимость восстановления и модернизации производства, удорожание добычи полезных ископаемых, необходимость укрепления обороны страны, трудности государственного контролирования топливно-энергетического комплекса, действительно обеспечивающего львиную долю ВВП, незаинтересованность экспортеров отечественной продукции и экспортопроизводящих отраслей производства, а также некоторых слоев населения в укреплении курса рубля) прогнозные значения уровня инфляции, содержащиеся в правительственных программах, представляются нам слишком оптимистическими.
Это, в частности, касается и цифр, приведенных в "Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу", где говорится: "Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5 - 8,5% в 2005 году с последующим снижением до 5 - 7% в 2006-2008 годах".
Доля расходов на питание и дифференциация потребления. Как известно, доля расходов на питание в потребительском бюджете - один из важных индикаторов уровня жизни, дифференциации доходов и потребления. Ее уменьшение при прочих равных условиях свидетельствует о повышении уровня материального благосостояния населения, и наоборот.
Данные обследования домашних хозяйств, проведенные Госкомстатом РФ, показали, что в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России усредненная доля питания на одного члена домохозяйства за месяц, как это уже отмечалось выше, составила в 2000 году 47,6% (51,9%) и в 2002 году 41,7% (46,3%).
Прогнозные расчеты по оценке изменений размера доли питания в структуре потребительских расходов населения проводились с учетом данных на перспективу по основным группам товаров и видов услуг: продовольственным и непродовольственным товарам, услугам ЖКХ, услугам транспорта, бытовым услугам, ценам на бензин, лекарства, темпам роста розничного товарооборота и оборота платных услуг населению.
В результате проведенных расчетов по общей структуре потребительских расходов к 2015 году были получены следующие оценки доли расходов на питание: по умеренному варианту - 30%, по оптимистическому - 25% (при долях расходов на непродовольственные товары - приблизительно до 30 - 40% и услуги - 35 - 40%).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди
них - стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы,
повышение ответственности предприятий
за результаты хозяйственной деятельности.
Проведению определенных мер по регулированию
цен и доходов.
2.3 Индексация
денежных доходов граждан в условиях инфляции
Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.
Индексация доходов населения -- одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов.
Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).
Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода.
Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль.
Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей.
Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов в РФ