Инфляция и методы её регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Инфляция в РБ за 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Понятие инфляции …………………………………………………………….….5

1.1 Причины и типы инфляции

1.2 Последствия инфляции при переходе к рынку

2. Инфляция и антиинфляционная политика в странах Европы и США….

3. Динамика инфляции и её регулирование в Республике Беларусь…………….18

3.1. Проблемы инфляции в РБ и меры по её регулированию………………….18

3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………...…22

Заключение…………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………..….29

Приложения……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсач-макро.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

    В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих  институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизации фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [8, с.75-76]

    Развитие  инфляционного процесса зависит  также и от реализуемой государством валютной политики.

    Усиление  инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится  и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9]

    Для того чтобы построить модель антиинфляционного  регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

    Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим  образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

    Из  перечисленных факторов только внешние  политические и глобальные экономические  не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого  целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

    В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией  будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная  политики будут скоординированы  и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

    Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

    В период действия указанной схемы  должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП  на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

    Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [8, с.76]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

          В настоящее время инфляция является одним из самых болезненных  и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

          По своему характеру  интенсивности проявления инфляция бывает весьма  различной.

    Инфляционные  процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, т.к. рост цен является неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства и т.д. В итоге процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

    В Беларуси инфляционный процесс разворачивается  в затухающих темпах, несмотря на весьма необычный, специфический тип, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию  поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, растущая внешняя задолженность.

          Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать многофакторный характер инфляции. Цель инфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержания небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции. Для преодоления инфляции требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий, среди которых – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведению определенных мер по регулированию цен и доходов.  Каждое направление борьбы с инфляцией чрезвычайно болезненно. Политика государства должна лавировать между угрозами спада производства и инфляции, инфляции и безработицы.

    Искоренить  инфляцию в современных условиях в принципе невозможно, т.к. современная экономика инфляционна по своей сути. Однако «волшебной пули», которой можно было бы уничтожить инфляцию, не существует. Необходимо не допускать самой возможности возрождения инфляции в будущем. Роль государства заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень умеренным.    

 

   Список  использованных источников
 
 
   
  1. Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. № 3, 1995.
  2. Введение в рыночную экономику / А. Я. Ливича, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной- М.: Выш. школа, 1994.
  3. Инфляция: природа, сущность и регулирование. Серия: “Микроэкономика”. Мн.: Право и эконмика, 1996.
  4. Курс экономической теории / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. – Мн.: “Мисанта”, 1998.
  5. Экономическая теория/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – Киров: Издательтво “АСА”, 1994.
  6. Микроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд.пераб. – Мн.: БГЭУ.2000
  7. Статистика // Белорусский банковский бюллетень №20 (127), 28.05.01.
  8. Статистика // Белорусский банковский бюллетень №33 (92), 4.09.00.
  9. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций.-Мн. ООО “Мисанта”, 1997.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Сенчалов, Архипов – М.: Финансы, 1997.
  11. Ценообразование: Учеб. пособие для вузов / Заоч.фин. –экон. ин-т; И.К. Салимжаков, О.В. Португалова, Т.И. Рощина и др.; под ред. И.К. Салимжакова. –2-е изд., доп. – М.: АО “Финстатисформ”, 1996.
  12. Шишов А. Л. Микроэкономика. – М.: Ассоциация авторов и издателей ”Тандем”, Издательство ЭКМОС, 1997.
  13. Экономика / Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство ”Век”, 1995.
  14. Леонид Заико “Антиинфляционная  политика 2001” // НЭГ №12, 2001.
  15. Семутник Л. “Повторение пройденного” // НЭГ №38,2000.
  16. “Бюджет 2002: доходы вырастут, налоги уменьшаться …” // НЭГ № 68,2001.
  17. Пресс-служба Министерства финансов “Бюджет на стыке веков ” НЭГ № 3, 2002.

      18. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие/ В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.;

      19. Н.Г.Ковалёва «Налогообложение и налоговая инфляция в Республике Беларусь» // Труд. Профсоюзы. Общество. 2006. №1. С.38-39;

    20. «Пётр Прокопович об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики в 2005г. и задачах на 2006г» // Вестник ассоциации белорусских банков. 2006. №6. С.17;                            21. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/current2.php;                         22. http://www.president.gov.by/press14029.html#doc 

 

      Приложение А 

    Целевые ориентиры денежно кредитной  политики в 1998-2006 годах 

Годы     Целевые ориентиры в соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на соответствующий  год
1998     Инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год);

    Прирост денежной массы в национальной валюте 32 – 33%.

1999     Положительные процентные ставки денежного рынка;

    Инфляция  не более 4,5 - 5% в среднем за месяц;

    Прирост денежной массы в национальной валюте не более 4,5 – 5% в месяц в среднем.

2000     Инфляция 170-190% или 4,5 - 5,5% в среднем за месяц;

    Прирост денежной массы в национальной валюте на 4% в месяц в среднем.

2001     Инфляция 2,5% в среднем за месяц (35,1% за год);

    Обменный  курс российскому рублю 2% в месяц;

    Обменный  курс доллару США 2,7% в месяц;

    Прирост денежной массы в национальной валюте на 3,5% в месяц в среднем.

2002     Инфляция  не более 2% в среднем за месяц (20-27% за год);

    Обменный  курс к российскому рублю 0,8 – 1,1% в месяц;

    Обменный  курс к доллару США 1,2 – 1,4% в месяц.

2003     Обменный  курс к российскому рублю на конец года 63,38 – 66,20;

    Обменный  курс к доллару США на конец  года 2250 – 2350 бел. руб.

2004     Обменный  курс к российскому рублю на конец  года 63,38 – 66,20;

    Курс  к доллару США на конец года 2350 – 2390 бел. руб.

2005     Ограничение инфляции до 8 – 10%;

    Обменный  курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 2,4%);

    Обменный  курс к доллару США 2275 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 3,4%).

2006     Ограничение инфляции до 7 – 9%;

    Неизменность  обменного курса к российскому  рублю +/- 2%;

    Прирост активной денежной массы в пределах 24 – 29%.

Темпы роста потребительских цен в США в октябре текущего года в годовом исчислении увеличились на 0,1 процентного пункта по сравнению с сентябрем и составили 1,2%, свидетельствуют данные бюро статистики труда Министерства труда США. Следовательно, опубликованные данные оказались выше прогноза аналитиков, ожидавших инфляцию на уровне сентября (1,1%). Как отмечается в пресс-релизе, главным показателем ускорения инфляции в рассматриваемом периоде стал рост цен на энергоносители. При этом на помесячной основе покупательные цены в США в прошлом месяце выросли на 0,2% по сравнению с сентябрем. Покупательные цены, исключая пищевую и энергетическую промышленность, не изменились в октябре в месячном исчислении. В годовом исчислении темпы роста показателя составили 0,6%, что стало минимальным увеличением показателя за всю историю наблюдений (с 1957 года). Аналитики полагали, что покупательные цены, исключая пищевую и энергетическую промышленность, вырастут в октябре на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Министерство труда США каждый месяц готовит и публикует относящийся к числу самых важных индикаторов состояния американской экономики доклад об индексе потребительских цен (CPI, стоимости фиксированной потребительной корзины товаров и услуг — соответственно 40% и 60%). Этот индекс применяется при учете расходов в постоянных ценах и является основным показателем инфляции в стране: именно к нему «привязываются» контракты, предусматривающие возможные изменения стоимости жизни, трудовые соглашения, выплаты системы социального страхования и налоговые льготы.

     Антиинфляционная  политика в развитых странах.

До 30-х годов  в западной экономической теории господствовала денежная трактовка  инфляции. Последняя рассматривалась прежде всего как результат излишнего (по сравнению с потребностями товарооборота) количества бумажных денег в обращении (с учетом скорости обращения денежной единицы). Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей тогда в результате войн и связанной с ними экономической разрухи, сводилась, как правило, к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, чаще всего в форме послевоенных денежных реформ, ведущих к замене утративших свою силу, обесценившихся старых денег новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.

Подобные меры в течение длительного периода  обеспечивали формирование стабильного  равновесия между новой денежной массой и стоимостным объемом  товарооборота. Глубокий экономический  кризис 1929-1933 гг. (Великая депрессия) опрокинул привычные подходы. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, обосновывающее необходимость активного участия государства в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Применительно к инфляции кейнсианцы отбросили тезис об ее чисто денежном происхождении и признали ее многофакторность, то есть зависимость не только от количественных показателей денежного обращения, но и от процессов в сфере производства товаров и их реализации на рынке. Кейнсианство подразумевает полезность низкой инфляции для стимулирования производства и деловой активности. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии, особенно в периоды экономических кризисов и спадов.

Информация о работе Инфляция и методы её регулирования в Республике Беларусь