Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа
Инфляция в РБ за 2010
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Понятие инфляции …………………………………………………………….….5
1.1 Причины и типы инфляции
1.2 Последствия инфляции при переходе к рынку
2. Инфляция и антиинфляционная политика в странах Европы и США….
3. Динамика инфляции и её регулирование в Республике Беларусь…………….18
3.1. Проблемы инфляции в РБ и меры по её регулированию………………….18
3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………...…22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………..….29
Приложения……………………………………………………………………………31
Согласно данным Национального комитета статистики и анализа, темп прироста потребительских цен за май 2000г. составил 4,7%, за январь-май 45,1%, или в среднем по 7,7% за месяц, что превышало на 2,2% предельно допустимый показатель по годовому макроэкономическому прогнозу.
В
период с 2000 по 2003 гг. индекс потребительских
цен (декабрь к декабрю
Отказ в 2004г. от практики кредитования дефицита бюджета за счёт кредитов Национального банка позволяет говорить о происходящих переменах в регулировании инфляции в стране. [19, с.38]
Но всё-таки по уровню инфляции Беларусь занимала первое место среди стран СНГ. Цены на потребительском рынке выросли на 8,1%; на рынке продовольственных товаров – на 9,3%, непродовольственных – 4,65%. [3, с.14]
Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004-2005 гг., ситуация в республике остаётся сложной, а уровень инфляции достаточно высоким (18,1 – 2004г; 10,3 – 2005г.).
За последние годы Беларусь (среди стран бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков [7, с.74].
Продолжается
Индексы цен в Республике Беларусь
(в процентах)
Октябрь 2010 г. к | Январь-октябрь 2010 г. к январю-октябрю 2009 г. | |||
Сентябрю 2010 г. | Декабрю 2009 г. | Октябрю 2009 г. | ||
Индекс потребительских цен | 101,1 | 107,9 | 109,7 | 107,3 |
Индекс
цен производителей промышленной продукции |
101,2 | 116,7 | 118,4 | 112,5 |
Индекс
цен на строительно- монтажные работы |
101,7 | 113,9 | 114,9 | 109,9 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки | 101,5 | 129,4 | 134,4 | 140,6 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | 100,0 | 101,8 | 100,9 | 99,6 |
Таким образом, в современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление.
В
одном из интервью Президент РБ А.Г.
Лукашенко познакомились
Я думаю, что мы будем стараться не выйти за рамки 10, а может, и 9,5 — где–то вот в этих пределах. Но, знаете, мы уж слишком не комплексуем по этому поводу… Потому что мы идем от инфляции в 22 — 25 %…
Я беру в пример последний год, когда мы примерно в два раза снижаем инфляцию. И это при таких темпах роста на энергоресурсы, которые мы покупаем. Вы же понимаете, что мы в этом плане зависимы. Поэтому мы вынуждены инфляционные процессы держать в поле зрения. Ведь они, как Вы правильно заметили, проецируются на весь народ и на всю экономику.
У нас цены имеют предельный уровень, они примерно такие, как в России, Украине и так далее. Поэтому у нас нет возможности повышать цены ну, допустим, на картошку. Как ее повысить? Или на сахар. Ну повышай цену — завтра из Украины привезут, из России привезут. Поэтому невозможно там, где свободное рыночное ценообразование, это сделать. Я еще раз подчеркиваю, что на инфляцию государство влияет, регулируя цены на монополии. Вот ЖКХ — это же монополия. Поэтому в связи с зависимостью от внешнего мира и в связи с тем, что у нас население платит за коммунальные услуги только 50 — 60 процентов, а 40 мы компенсируем из бюджета, — мы все–таки вынуждены ростом зарплаты и здесь приводить все в соответствие. Перекрестное субсидирование изжито только недавно и то еще предприятия за население кое–где немножко платят. В этом году мы добились, чтобы повышение зарплаты не съедалось инфляцией». [22]
Анализ инфляционных процессов выявляет сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляция спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции. Основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной базы.
Из всего выше сказанного следует, что
только высокоэффективная и устойчиво
развивающаяся национальная экономика
создаёт предпосылки для подавления инфляционных
тенденций.
Александр Лукашенко принял с докладом Главу Нацбанка Петра Прокоповича | 27.09.2004 |
Президент
Республики Беларусь Александр Лукашенко
27 сентября принял с докладом Председателя
Правления Национального банка
Петра Прокоповича.
Петр Прокопович доложил, что в текущем году национальная валюта является стабильной. Девальвация белорусского рубля к российскому за 9 месяцев составила около 1,2 %, что в 12 раз меньше уровня девальвации минувшего года. Девальвация белорусского рубля к доллару составляет всего лишь 0,4 % и по сравнению с 9 месяцами прошлого года уменьшилась почти в 25 раз. По отношению к евро национальная валюта укрепилась на 1,2 %. Стабильность валюты позволила в свою очередь уменьшить инфляцию. Как никогда раньше, этот показатель является низким - 1,1 % в среднем за месяц. В целом за год показатель инфляции будет обеспечен в соответствии с прогнозными показателями. Как и поручено Главой государства, на 36 % увеличилась сумма выданных кредитных средств. При этом кредитные ресурсы на строительство жилья возросли почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Проведена большая работа по снижению процентных ставок по кредитам - ставка рефинансирования с 28% в январе уменьшилась до 17 % в сентябре. Плата за вновь выданные кредиты в белорусских рублях уменьшилась с 37,8 % в январе до 20,5 % в сентябре и в дальнейшем будет снижаться. Главе государства доложено также об итогах 19-го Межбанковского валютного совета, который состоялся 24 сентября в Сочи. Национальный банк совместно с российским Центробанком рассмотрел все вопросы, связанные с проведением денежно-кредитной политики в Беларуси и в России, унификацией нормативных документов, в том числе и в валютной сфере, перспективами введения российского рубля в качестве единой валюты. Банки подтвердили свою техническую готовность к введению единой валюты. Но вновь было подчеркнуто, что необходимыми условиями для этого являются: создание равных условий для субъектов хозяйствования и населения двух стран, единого экономического и таможенного пространства. Петр Прокопович подчеркнул, что эти вопросы, как и запланировано, будут решаться в соответствии с Программой совместных мер и только после этого можно ставить вопрос о введении единой валюты. Петр Прокопович отметил укрепившиеся отношения Национального банка Беларуси и Центробанка России. Становится все меньше неразрешенных вопросов, обе страны сближаются в вопросах унификации денежно-кредитной политики. Белорусские показатели все больше приближаются к российским, в том числе и по тем позициям, где раньше у нас было отставание. В вопросе стабильности национальной валюты и уровня инфляции мы приблизились к российским показателям. Более того, в Беларуси в августе была дефляция, в то время как в России - инфляция. Таким образом, впервые наша страна по сравнению с Россией имеет в этой сфере лучшие показатели. |
3.2.
Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство
при выборе методов макроэкономического
регулирования может
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. (см. Приложение А) Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Так как системной причиной инфляция стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. [8, с.74-75]
В
контексте детализации
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.
Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое в финансовом отношении предприятие, способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
Информация о работе Инфляция и методы её регулирования в Республике Беларусь