Инфляция и методы её регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Инфляция в РБ за 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Понятие инфляции …………………………………………………………….….5

1.1 Причины и типы инфляции

1.2 Последствия инфляции при переходе к рынку

2. Инфляция и антиинфляционная политика в странах Европы и США….

3. Динамика инфляции и её регулирование в Республике Беларусь…………….18

3.1. Проблемы инфляции в РБ и меры по её регулированию………………….18

3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………...…22

Заключение…………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………..….29

Приложения……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсач-макро.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

          Согласно данным Национального комитета статистики и анализа, темп прироста потребительских  цен за май 2000г. составил 4,7%, за январь-май 45,1%, или в среднем по 7,7% за месяц, что превышало на 2,2% предельно допустимый показатель по годовому макроэкономическому прогнозу.

    В период с 2000 по 2003 гг. индекс потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего  года) уменьшился с 297,5% в 2000г. до 114,4% в 2003г. Однако Беларусь по прежнему лидирует среди стран СНГ по размеру инфляции.

    Отказ в 2004г. от практики кредитования дефицита бюджета за счёт кредитов Национального  банка позволяет говорить о происходящих переменах в регулировании инфляции в стране. [19, с.38]

    Но  всё-таки по уровню инфляции Беларусь занимала первое место среди стран  СНГ. Цены на потребительском рынке  выросли на 8,1%; на рынке продовольственных  товаров – на 9,3%, непродовольственных  – 4,65%. [3, с.14]

    Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004-2005 гг., ситуация в республике остаётся сложной, а уровень инфляции достаточно высоким (18,1 – 2004г; 10,3 – 2005г.).

    За  последние годы Беларусь (среди стран  бывшего СССР) стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков [7, с.74].

          Продолжается снижение инфляции: при прогнозе 7-9% глава  Национального банка - Пётр Прокопович - надеялся на 7% за 2005 год. А к 2010 инфляцию намечается снизить до 3-5% годовых. [20, с.17] 

     Индексы цен в Республике Беларусь 

     (в  процентах)

            Октябрь 2010 г. к Январь-октябрь 2010 г. к январю-октябрю 2009 г.
Сентябрю 2010 г. Декабрю 2009 г. Октябрю 2009 г.
Индекс  потребительских цен 101,1 107,9 109,7 107,3
Индекс  цен производителей 
промышленной  продукции
101,2 116,7 118,4 112,5
Индекс  цен  на строительно- 
монтажные работы
101,7 113,9 114,9 109,9
Индекс  тарифов на грузовые                  перевозки 101,5 129,4 134,4 140,6
Индекс  тарифов на услуги связи для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей 100,0 101,8 100,9 99,6
 
 

    

 

    Таким образом, в современных условиях Беларуси инфляция выступает как  вполне закономерное явление.

    В одном из интервью Президент РБ А.Г. Лукашенко познакомились слушателей со следующей информацией: «6,5 % инфляция, но эта инфляция благодаря нашему государству. Это контролируемая инфляция в том плане, что мы вынуждены  были в связи с повышением цен  на энергоресурсы двигать цены на "коммуналку", на другие услуги. По 1, по 0,5 процента. В целом это в 6,5 %  вылилось. Это впервые в истории ниже, чем в России. Это признали тоже наши «друзья–западники». У нас инфляция, мы это видим уже сейчас по ходу ее, будет 10, чуть меньше 10 %  в год. Мы регулируем цены естественных монополий.

    Я думаю, что мы будем стараться  не выйти за рамки 10, а может, и 9,5 — где–то вот в этих пределах. Но, знаете, мы уж слишком не комплексуем  по этому поводу… Потому что мы идем от инфляции в 22 — 25 %…

    Я беру в пример последний год, когда  мы примерно в два раза снижаем  инфляцию. И это при таких темпах роста на энергоресурсы, которые  мы покупаем. Вы же понимаете, что мы в этом плане зависимы. Поэтому  мы вынуждены инфляционные процессы держать в поле зрения. Ведь они, как Вы правильно заметили, проецируются на весь народ и на всю экономику.

    У нас цены имеют предельный уровень, они примерно такие, как в России, Украине и так далее. Поэтому  у нас нет возможности повышать цены ну, допустим, на картошку. Как ее повысить? Или на сахар. Ну повышай цену — завтра из Украины привезут, из России привезут. Поэтому невозможно там, где свободное рыночное ценообразование, это сделать. Я еще раз подчеркиваю, что на инфляцию государство влияет, регулируя цены на монополии. Вот ЖКХ — это же монополия. Поэтому в связи с зависимостью от внешнего мира и в связи с тем, что у нас население платит за коммунальные услуги только 50 — 60 процентов, а 40 мы компенсируем из бюджета, — мы все–таки вынуждены ростом зарплаты и здесь приводить все в соответствие. Перекрестное субсидирование изжито только недавно и то еще предприятия за население кое–где немножко платят. В этом году мы добились, чтобы повышение зарплаты не съедалось инфляцией». [22]

    Анализ  инфляционных процессов выявляет сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляция спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.  Основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной базы.

      Из всего выше сказанного следует, что только высокоэффективная и устойчиво развивающаяся национальная экономика создаёт предпосылки для подавления инфляционных тенденций. 

  Александр Лукашенко принял с докладом Главу  Нацбанка Петра Прокоповича 27.09.2004
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 27 сентября принял с докладом Председателя Правления Национального банка  Петра Прокоповича.

Петр Прокопович доложил, что в текущем году национальная валюта является стабильной. Девальвация белорусского рубля к российскому за 9 месяцев составила около 1,2 %, что в 12 раз меньше уровня девальвации минувшего года. Девальвация белорусского рубля к доллару составляет всего лишь 0,4 % и по сравнению с 9 месяцами прошлого года уменьшилась почти в 25 раз. По отношению к евро национальная валюта укрепилась на 1,2 %.

Стабильность  валюты позволила в свою очередь  уменьшить инфляцию. Как никогда  раньше, этот показатель является низким - 1,1 % в среднем за месяц. В целом за год показатель инфляции будет обеспечен в соответствии с прогнозными показателями.

Как и поручено Главой государства, на 36 % увеличилась  сумма выданных кредитных средств. При этом кредитные ресурсы на строительство жилья возросли почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

Проведена большая  работа по снижению процентных ставок по кредитам - ставка рефинансирования с 28% в январе уменьшилась до 17 % в сентябре. Плата за вновь выданные кредиты в белорусских рублях уменьшилась с 37,8 % в январе до 20,5 % в сентябре и в дальнейшем будет снижаться.

Главе государства  доложено также об итогах 19-го Межбанковского валютного совета, который состоялся 24 сентября в Сочи. Национальный банк совместно с российским Центробанком рассмотрел все вопросы, связанные с проведением денежно-кредитной политики в Беларуси и в России, унификацией нормативных документов, в том числе и в валютной сфере, перспективами введения российского рубля в качестве единой валюты. Банки подтвердили свою техническую готовность к введению единой валюты. Но вновь было подчеркнуто, что необходимыми условиями для этого являются: создание равных условий для субъектов хозяйствования и населения двух стран, единого экономического и таможенного пространства. Петр Прокопович подчеркнул, что эти вопросы, как и запланировано, будут решаться в соответствии с Программой совместных мер и только после этого можно ставить вопрос о введении единой валюты.

Петр Прокопович отметил укрепившиеся отношения  Национального банка Беларуси и  Центробанка России. Становится все меньше неразрешенных вопросов, обе страны сближаются в вопросах унификации денежно-кредитной политики. Белорусские показатели все больше приближаются к российским, в том числе и по тем позициям, где раньше у нас было отставание. В вопросе стабильности национальной валюты и уровня инфляции мы приблизились к российским показателям. Более того, в Беларуси в августе была дефляция, в то время как в России - инфляция. Таким образом, впервые наша страна по сравнению с Россией имеет в этой сфере лучшие показатели.

 
 

    3.2. Основные направления и методы  антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 
 

    Развитие  инфляционного процесса зависит  от проводимой государством экономической  политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

    Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

    Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9, с.22]

    Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в Основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. (см. Приложение А)  Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

    Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

    Так как системной причиной инфляция стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической  среды, самый общий рецепт обуздания  и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. [8, с.74-75]

    В контексте детализации системных  причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

    • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
    • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
    • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
    • Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
    • Снижение обменного курса национальной валюты;
    • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9]

    Перечень  системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

    В связи с возникновением хронической  несбалансированности экономики в  ходе радикальных экономических  реформ необходимо разработать в  условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса

    Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте  может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего  и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.

    Основы  долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое в финансовом отношении предприятие, способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

Информация о работе Инфляция и методы её регулирования в Республике Беларусь