Инфляция и ее социально-экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить сущность инфляции и ее социально-экономическое значение.
Задачи:
1.дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
2.изучить социально-экономические последствия инфляции в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности……
Понятие, виды и причины инфляции………………………………………
Измерения инфляции………………………………………………………..
Инфляция:социальные и экономические последствия…………………….
2.Инфляционные процессы в зарубежных странах……………………………
2.1Инфляционные процессы в России…………………………………………
2.2Особенности инфляционных процессов в Украине
3.Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь
3.1Инфляционные процессы в экономике Республике Беларусь на данном этапе
3.2 Причины и принципы инфляции в национальной экономике
3.3Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Восстановлен)1.docx

— 134.18 Кб (Скачать)

Республика Беларусь является государством с переходной(трансформационной) экономикой. Переход нашей страны к построению инновационной социально ориентированной рыночной экономики определил актуальность ряда важнейших макроэкономических проблем, одной из которых является проблема инфляции. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.

В переходной неравновесной  экономике потенциал макроэкономической устойчивости низкий, так как транзитивная экономическая система в силу своей институциональной и структурной недостаточности априори подвержена воздействию различного рода «шоков». Характерными особенностями экономики с формирующимся рынком является наличие и постоянное возобновление в ней внутренних системных дисбалансов, обусловленных «незрелостью» структурных и институциональных основ функционирования. В результате, неравновесие, достигнув некоторой предельной величины, стимулирует инфляцию, восстанавливающую баланс на новом, более высоком ценовом уровне. В переходных и развивающихся экономических системах (догоняющих моделях экономического развития) именно перманентность процесса формирования неравновесных состояний приводит к устойчивости инфляции.

 Прослеживаются следующие периоды в национальной экономике по темпам инфляции и специфике инфляционного процесса:

1)1991-1994 гг. - снижение всех макроэкономических показателей (1992-1994 гг. - гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен).

С начала реформ и до середины 1993 г. основным видом повышения цен 
в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые 
диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за 
обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение 
спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по 
обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания сущест- 
вующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и следовательно, росту за- 
долженности. В экономике республики возник кризис неплатежей. 
Другим важным фактором возникновения инфляции были огромные, бескон- 
трольные государственные затраты. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.

Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышенние  цен на энергоносители и сырье.

2)1995-1996 гг. - период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода - проявление положительной динамики ВВП).

3)1997 — 1999 гт. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г . Доминирующем видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексами цен производителей.

4)2000-2005 гг. - период снижения темпов инфляции и их относитель- 
ная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития 
страны в начале периода. 2000 инфляция спроса и предложения переплетаются, но структура ее преимущественно стала определяться «инфляцией издержек».

5)2006 и последующие года- снижение темпов инфляции.

В настоящее  время фактором, негативно влияющим на экономику Беларуси, является воздействие мирового финансового кризиса. Активизация внешних "шоков" (ухудшение условий внешней торговли) приводит к снижению уровня ликвидности предприятий, ориентированных на внешний рынок, к определенному «давлению» инфляционных и девальвационных ожиданий на обменный курс белорусского рубля к доллару США. Фактором, ухудшающим ликвидность белорусских банков, является наличие у них краткосрочного внешнего долга в размере около 2 млрд дол. США. Рост требований к предприятиям реального сектора со стороны иностранных кредиторов по возврату коммерческих кредитов, ссуд также может серьезно ухудшить макроэкономическую ситуацию.

Как отмечалось выше, в нашей  стране существует «подавленная» инфляция. Это не позволяет государству и субъектам рынка иметь адекватную информацию о том, каков действительный уровень инфляции. По этой причине взаимосвязи между макроэкономическими параметрами неустойчивы и непредсказуемы. Причем государственный контроль над ценами существует как в сфере товарных цен на товарном рынке, так и цен на деньги (процентные ставки и валютный курс) на финансовых рынках.

Поэтому первой задачей государства  является эволюционный перевод инфляции из ее «подавленной» формы в форму «открытой» инфляции. Для этого, должна быть создана государственная программа, определен срок ее исполнения (не более 2 - 3 лет) и проведен постепенный отпуск цен на товары и деньги. Выполняя эту программу государство должно достичь двух целей. Во-первых, перевести субъектов экономики в условия функционирования либерализированной структуры цен на товары и деньги. Во-вторых, необходимо добиться создания системы государственного регулирования рыночных цен спроса и предложения. Пока же действует прямое (близкое к директивному) управление структурой нелиберализированных цен.

Инфляция  издержек  или  затратная  инфляция – есть  рост  цен, вызванный  увеличением  стоимости  факторов  производства (ресурсов,  труда, капитала). Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет:

во-первых,  из-за  падения  курса  и  повышения  рублевых  цен  на  импортные 

факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);

во-вторых,  из-за  повышения  долларовой  стоимости  импортного  сырья  и 

энергии .Спрос  на  валюту  предъявляют  также  субъекты  хозяйствования  и  население,  как  на  средство  сбережения свободных денежных ресурсов;

в-третьих,  из-за  того,  что  ставки  заработной  платы  растут  быстрее,  чем 

производительность  труда.  Точнее,  заработная  плата  упала  меньше,  чем 

производительность  труда (фактор избыточной рабочей силы);

в-четвертых,  из-за  высокой  стоимости  капитала -  ставка  рефинансирования

учитывает  инфляцию,  но  инфляционный  налог  на  оборотные  средства  не

позволяет иметь  адекватную рентабельность.

Столкнувшись  с  ростом  стоимости  факторов  производства, производители  пытаются "передать  дальше"  возросшие  затраты,  назначая (в белорусских  условиях  добиваясь  у Министерства  экономики)  более  высоких цен.  В  этой  цепи  повышений  цен  начинают  производственные  цены,  что  в дальнейшем  неизбежно  влечет  рост  потребительских,  а  в  случае  их регулирования  влечет убыточность производства таких товаров. Ситуация  усугубляется  отсутствием  внутренней  конкуренции  даже  по многим товарам массового спроса. А как только цены упираются в мировые, и субъекты  хозяйствования  выходят  на  нулевую  и  отрицательную рентабельность,  они  провоцируют  рынок  на  девальвацию.  Опережающая девальвация  номинального  курса  по  сравнению  с  паритетным  ослабляет конкуренцию  иностранных  товаров.  Последнее,  с одной  стороны,  защищает отечественных  товаропроизводителей  и  стимулирует  экспорт,  а  с  другой  не создает иностранного  конкурента местным  товарам,  т.  е.  стабильного потолка цен.

Из-за большой разницы в темпа роста оптовых (отпускных ) и розничных цен в экономике накопился и продолжает накапливаться значительный инфляционный потенциал. Продолжительное поддержание неизменного обменного курса национальной денежной единицы при увеличивающемся дефиците торгового баланса может стать «ахиллесовой пятой» для национальной экономики в виде резкого всплеска неуправляемой инфляции.

Республика  Беларусь стремится к переходу к  режиму инфляционного таргетирования(предусмотрено в Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг). Сущность режима инфляционного таргетирования состоит в достижении либерализированной экономикой стабильного уровня рыночных цен в условиях определения цен субъектами экономики исходя из спроса и предложения на товарных рынках, что является основной долгосрочной целью монетарной политики центрального банка.

 

 

 

 

 

 

 

3.3Антиинфляционная политика в  Республике Беларусь

 

Исследование процессов  накопления инфляционного потенциала, а также механизмов его перехода в ту или иную форму инфляции позволит повысить эффективность антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.

Перечень системных  факторов инфляции в республике указывает  на то, что для борьбы с ней  в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В переходной экономике Беларуси действие таких факторов, как несовершенство информации, инфляционные ожидания, наличие дополнительных трансакционных издержек, отсутствие гибкости цен усиливается и обусловливает существенное отклонение системы от равновесного уровня, зачастую превышающее имеющийся потенциал системной устойчивости. Это означает, что для такого рыночного механизма и стимулов подобная системная деформация может стать непреодолимой преградой обеспечения устойчивого развития экономики. Рынки перестают играть роль каналов по передаче финансовых и иных ресурсов субъектам с наилучшими инвестиционными возможностями, что усугубляет инфляционный процесс, усиливая макроэкономическую неустойчивость. Поэтому в экономике с формирующимся рынком необходимым является наличие со стороны государства действий компенсационного типа, поддерживающих макроэкономическую сбалансированность и минимизирующих инфляцию. Причем эти меры должны не только целенаправленно восполнять «незрелость» рыночных механизмов переходной экономики, но и перекрывать дефицит потенциала системной устойчивости, так как в ином случае система будет сохранять разбалансированность.

В связи с возникновением несбалансированности необходимо разработать эффективную антиинфляционную политику. Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что нельзя односторонне ориентироваться только на монетарный характер современной инфляции или на ценовые факторы, связанные, например, с повышением цен на импортную продукцию (комплектующие изделия для белорусского реального сектора экономики) или на внутренние низкорентабельные и убыточные товары (услуги). Поэтому должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции.

Прежде всего необходима демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность законодательство, упрощение и оптимизация управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятий: здоровое в финансовом отношении предприятие способно адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономическое значение