Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Цель: изучить сущность инфляции и ее социально-экономическое значение.
Задачи:
1.дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
2.изучить социально-экономические последствия инфляции в зарубежных странах и в Республике Беларусь.
Введение
1.Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности……
Понятие, виды и причины инфляции………………………………………
Измерения инфляции………………………………………………………..
Инфляция:социальные и экономические последствия…………………….
2.Инфляционные процессы в зарубежных странах……………………………
2.1Инфляционные процессы в России…………………………………………
2.2Особенности инфляционных процессов в Украине
3.Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь
3.1Инфляционные процессы в экономике Республике Беларусь на данном этапе
3.2 Причины и принципы инфляции в национальной экономике
3.3Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Республика Беларусь является
государством с переходной(
В переходной неравновесной
экономике потенциал
Прослеживаются следующие периоды в национальной экономике по темпам инфляции и специфике инфляционного процесса:
1)1991-1994 гг. - снижение всех макроэкономических показателей (1992-1994 гг. - гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен).
С начала реформ и до середины
1993 г. основным видом повышения цен
в республике была инфляция спроса, факторами
которой выступали ценовые
диспропорции, отражающие деформированность
структуры экономики. Из-за
обвального роста цен предложение превысило
спрос. В ответ на ограничение
спроса предприятия не сдерживали рост
зарплаты, а переставали платить по
обязательствам, стало не хватать денежной
массы для обслуживания сущест-
вующего спроса, что привело к отсрочке
платежей, и следовательно, росту за-
долженности. В экономике республики возник
кризис неплатежей.
Другим важным фактором возникновения
инфляции были огромные, бескон-
трольные государственные затраты. Увеличение
монетарной базы сопровождалось одновременным
повышением минимальной заработной платы
что сказывалось на росте издержек. Увеличение
денежной массы в результате кредитных
вливаний не успевало за ростом предложения
товаров и услуг и платежеспособный спрос
не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной
и товарной массы способствовал также
эффект ожидания инфляции.
Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышенние цен на энергоносители и сырье.
2)1995-1996 гг. - период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода - проявление положительной динамики ВВП).
3)1997 — 1999 гт. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г . Доминирующем видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексами цен производителей.
4)2000-2005 гг. - период снижения
темпов инфляции и их относитель-
ная стабилизация с замедлением темпов
социально-экономического развития
страны в начале периода. 2000 инфляция спроса и предложения переплетаются,
но структура ее преимущественно стала
определяться «инфляцией издержек».
5)2006 и последующие года- снижение темпов инфляции.
В настоящее время фактором, негативно влияющим на экономику Беларуси, является воздействие мирового финансового кризиса. Активизация внешних "шоков" (ухудшение условий внешней торговли) приводит к снижению уровня ликвидности предприятий, ориентированных на внешний рынок, к определенному «давлению» инфляционных и девальвационных ожиданий на обменный курс белорусского рубля к доллару США. Фактором, ухудшающим ликвидность белорусских банков, является наличие у них краткосрочного внешнего долга в размере около 2 млрд дол. США. Рост требований к предприятиям реального сектора со стороны иностранных кредиторов по возврату коммерческих кредитов, ссуд также может серьезно ухудшить макроэкономическую ситуацию.
Как отмечалось выше, в нашей стране существует «подавленная» инфляция. Это не позволяет государству и субъектам рынка иметь адекватную информацию о том, каков действительный уровень инфляции. По этой причине взаимосвязи между макроэкономическими параметрами неустойчивы и непредсказуемы. Причем государственный контроль над ценами существует как в сфере товарных цен на товарном рынке, так и цен на деньги (процентные ставки и валютный курс) на финансовых рынках.
Поэтому первой задачей государства является эволюционный перевод инфляции из ее «подавленной» формы в форму «открытой» инфляции. Для этого, должна быть создана государственная программа, определен срок ее исполнения (не более 2 - 3 лет) и проведен постепенный отпуск цен на товары и деньги. Выполняя эту программу государство должно достичь двух целей. Во-первых, перевести субъектов экономики в условия функционирования либерализированной структуры цен на товары и деньги. Во-вторых, необходимо добиться создания системы государственного регулирования рыночных цен спроса и предложения. Пока же действует прямое (близкое к директивному) управление структурой нелиберализированных цен.
Инфляция издержек или затратная инфляция – есть рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала). Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет:
во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные
факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);
во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости импортного сырья и
энергии .Спрос на валюту предъявляют также субъекты хозяйствования и население, как на средство сбережения свободных денежных ресурсов;
в-третьих, из-за того, что ставки заработной платы растут быстрее, чем
производительность труда. Точнее, заработная плата упала меньше, чем
производительность труда (фактор избыточной рабочей силы);
в-четвертых, из-за высокой стоимости капитала - ставка рефинансирования
учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не
позволяет иметь адекватную рентабельность.
Столкнувшись с ростом стоимости факторов производства, производители пытаются "передать дальше" возросшие затраты, назначая (в белорусских условиях добиваясь у Министерства экономики) более высоких цен. В этой цепи повышений цен начинают производственные цены, что в дальнейшем неизбежно влечет рост потребительских, а в случае их регулирования влечет убыточность производства таких товаров. Ситуация усугубляется отсутствием внутренней конкуренции даже по многим товарам массового спроса. А как только цены упираются в мировые, и субъекты хозяйствования выходят на нулевую и отрицательную рентабельность, они провоцируют рынок на девальвацию. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. Последнее, с одной стороны, защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, а с другой не создает иностранного конкурента местным товарам, т. е. стабильного потолка цен.
Из-за большой разницы в темпа роста оптовых (отпускных ) и розничных цен в экономике накопился и продолжает накапливаться значительный инфляционный потенциал. Продолжительное поддержание неизменного обменного курса национальной денежной единицы при увеличивающемся дефиците торгового баланса может стать «ахиллесовой пятой» для национальной экономики в виде резкого всплеска неуправляемой инфляции.
Республика
Беларусь стремится к переходу к
режиму инфляционного таргетирования(
3.3Антиинфляционная политика
Исследование процессов накопления инфляционного потенциала, а также механизмов его перехода в ту или иную форму инфляции позволит повысить эффективность антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В переходной экономике Беларуси действие таких факторов, как несовершенство информации, инфляционные ожидания, наличие дополнительных трансакционных издержек, отсутствие гибкости цен усиливается и обусловливает существенное отклонение системы от равновесного уровня, зачастую превышающее имеющийся потенциал системной устойчивости. Это означает, что для такого рыночного механизма и стимулов подобная системная деформация может стать непреодолимой преградой обеспечения устойчивого развития экономики. Рынки перестают играть роль каналов по передаче финансовых и иных ресурсов субъектам с наилучшими инвестиционными возможностями, что усугубляет инфляционный процесс, усиливая макроэкономическую неустойчивость. Поэтому в экономике с формирующимся рынком необходимым является наличие со стороны государства действий компенсационного типа, поддерживающих макроэкономическую сбалансированность и минимизирующих инфляцию. Причем эти меры должны не только целенаправленно восполнять «незрелость» рыночных механизмов переходной экономики, но и перекрывать дефицит потенциала системной устойчивости, так как в ином случае система будет сохранять разбалансированность.
В связи с возникновением несбалансированности необходимо разработать эффективную антиинфляционную политику. Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что нельзя односторонне ориентироваться только на монетарный характер современной инфляции или на ценовые факторы, связанные, например, с повышением цен на импортную продукцию (комплектующие изделия для белорусского реального сектора экономики) или на внутренние низкорентабельные и убыточные товары (услуги). Поэтому должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции.
Прежде всего необходима демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность законодательство, упрощение и оптимизация управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий.
Основы долгосрочного
В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд.
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономическое значение