Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Цель: изучить сущность инфляции и ее социально-экономическое значение.
Задачи:
1.дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
2.изучить социально-экономические последствия инфляции в зарубежных странах и в Республике Беларусь.
Введение
1.Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности……
Понятие, виды и причины инфляции………………………………………
Измерения инфляции………………………………………………………..
Инфляция:социальные и экономические последствия…………………….
2.Инфляционные процессы в зарубежных странах……………………………
2.1Инфляционные процессы в России…………………………………………
2.2Особенности инфляционных процессов в Украине
3.Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь
3.1Инфляционные процессы в экономике Республике Беларусь на данном этапе
3.2 Причины и принципы инфляции в национальной экономике
3.3Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Заключение
2.Инфляционные ожидания- возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции.
Виды инфляции
Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют 3 типа инфляции: инфляцию спроса, инфляцию издержек и инфляцию предложения.
Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если часть ресурсов до этого была бы не задействована, они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.
Государство, увеличивая военные расходы и расходы на социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку.Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в той же ситуации, приводят к инфляционному движению экономики. И деятельность профсоюзов, добивающихся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, приводит к такому же результату(см. график 1,2, рисунок А.1,А.2, приложение А)
Инфляцию издержек вызывает рост цен любого из факторов производства, будь то земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для предпринимателя этот товар является ресурсом для последующего производства, издержки повышаются и у него, что заставляет его компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм. Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии. Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль; часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приводит к общему росту цен.(см. график 3, рисунок А.3, приложение А).
Инфляция предложения. Вид инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса. Согласно теории инфляции такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции, при этом сокращается прибыль и объем продукции, который предприятие готово предложить при существующем уровне цен. В этом случае предприятия пытаются переложить повышение издержек на потребителя конечных товаров. Если степень эластичности позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и услуг и увеличатся цены. В этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции основными ее источниками являются рост издержек вследствие роста заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию.
Инфляция издержек и инфляция
спроса взаимосвязаны и
В зависимости от темпов роста цен инфляция подразделяется на:
нормальную инфляцию — при темпе инфляции 3—3,5% в год;
ползучую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерна для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста;
галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которые характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной.
Под галопирующей инфляцией(прирост цен 10-50%) понимается явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов.
Гиперинфляция - это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и не равномерным) темпом роста цен, как правило, выше 50% в месяц. Гиперинфляция - это явление, относящееся к разряду кризисных.
По способу возникновения инфляция подразделяется на:
импортируемую - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
индуцированную- инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
кредитную - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;
ожидаемую - предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
открытую - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов При неравномерности повышения цен она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.;
подавленную (скрытую) - инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит "вымывание" товаров на открытых рынках и переток их на теневые, "черные" рынки, где цены растут;(Приложение А, рисунок А.5)
административная инфляция - это инфляция, порождаемая "административно" управляемыми ценами.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга;
несбалансированная инфляция—цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
1.2Измерения инфляции
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Инфляция в соответствии с монетаристской теорией денег должна измеряться излишком денежной массы в обращении. На практике это сделать сложно, поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен.
В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как
где π — уровень инфляции в процентах;
— средний уровень цен в текущем периоде;
—средний уровень цен в предшествующем периоде.
Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени.
Для оценки инфляции используется также показатель — темп инфляции. Он определяется как отношение разности индекса цен текущего рода и индекса цен предыдущего (базисного) года к индексу цен предыдущего года:
При подсчете ценовых
сдвигов обычно используют два
метода. Один из них основывается
на применении индекса (
где Il — индекс Лайспейреса;
P1 — цены на товары и услуги в текущем периоде;
P0 — цены на товары и услуги в предшествующем периоде;
Q0 — неизменный набор товаров и услуг ("потребительская корзина").
Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
где Iр — индекс Пааше;
P1 — цены на товары и услуги в текущем периоде;
P0 — цены на товары и услуги в предшествующем периоде;
Q1 — неизменный набор товаров
и услуг ("потребительская корзина").
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:
где Iр — индекс Пааше;
Il — индекс Лайспейреса
Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
Если индекс потребительских цен учитывает только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике судить о динамике цен правильнее по дефлятору ВВП, ибо он охватывает все виды товаров — потребительских и инвестиционных. Однако собрать ежемесячно данные по нему очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать индекс потребительских цен. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:
Для страны, где наблюдаются устойчивые темпы инфляции, с целью расчета количества лет, необходимых для удвоения уровня цен, можно использовать правило величины 70», согласно которому число 70 следует разделить на ежегодный уровень инфляции.
1.3Инфляция :экономические и социальные последствия
Последствия инфляции:
1) Снижение реальных доходов
Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).(реальный доход = номинальный доход/уровень цен = номинальный доход/(1 + π), где π - темп инфляции). Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы.В этом отношении гиперинфляция ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
2)Снижение покупательной способности денег
Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег.
Люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера, заплатить ему комиссионные. В этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.(«стоптанных башмаков»)
3)Деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство.
4)При изменении цен фирмы-продавцы должны а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат, б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.(издержки «меню»).
5)Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.
6)Искажения в налогообложении. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста.
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономическое значение