Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель данной – рассмотреть социально-экономические последствия инфляции и меры реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Для этого необходимо:
1) определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
2) рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
3) описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
4) проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
5) дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность инфляции и её причины 5
1.2 Виды и типы инфляции 8
1.3 Измерение инфляции 16
1.4 Социально-экономические последствия инфляции 18
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БЕЛАРУСИ 23
2.1 Инфляция в Республике Беларусь на современном этапе развития 23
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В конце 1990-начале 2000-х гг. денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов роста инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы.
В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004—2005 гг.
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке.
До 2005 года в Беларуси отмечались самые высокие темпы инфляции среди стран СНГ, в 2005 году они находились на среднем уровне, но были ниже, чем в России и Украине.
В 2006 году инфляция была самой низкой за время существования суверенной Беларуси. Она составила 6,6% в годовом исчислении, при годовом прогнозе 7-8%. Вызвано это было совокупностью нескольких факторов. Увеличение экспорта, жесткая денежно-кредитная политика прошлых лет, положительная динамика снижения инфляции, низкие цены на энергоресурсы, до конца 2006 года Беларусь имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты но мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах.
В 2007 году потребительские цены выросли на 12%, прогнозные показатели были превышены вдвое. Главным образом такая ситуация является результатом удорожания энергоресурсов в начале 2007 года.
2008 год был достаточно спорным. Наблюдались высокие темпы экономического роста, и в тоже время разразился мировой финансовый кризис, что привело к сокращению экспорта и импорта. В результате сочетания кризисных явлений и внутренних факторов во втором полугодии 2008 г. произошло замедление темпов роста ВВП, промышленного производства и инвестиций, замедлился рост доходов населения, возросла скрытая и фактическая безработица, усилились инфляционные и девальвационные ожидания.
Продолжавшийся в 2008 г. рост доходов населения – их прирост составил 29,4% в номинальном и 12,7% в реальном выражении: создавал для физических лиц благоприятные возможности для осуществления сбережений. Однако ускорение инфляционных процессов и рост инфляционных ожиданий, а также ухудшение на валютном рынке стимулировали рост текущего потребления. Склонность к сбережениям, т.е. отношение прироста всех денежных сбережений к денежным доходам, за 2008 год снизилась с 7,9 до 7,2%. При этом особенностью 2008 года, в большей степени, проявившейся в конце года, стало изменение предпочтений населения относительно валюты сбережений. Остатки средств домашних хозяйств в национальной валюте на счетах в банках выросли всего лишь на 13,9 %, тогда как депозиты в иностранной валюте - на 42,9%. В результате доля рублевых депозитов в общем объеме средств населения в банках за 2008 год уменьшилась с 64,2 до 58.3%. Несмотря на постепенный рост в 2008 году процентных ставок по новым вкладам и вновь выдаваемым кредитам, высокие инфляционные ожидания, сложившиеся у участников рынка, в большей степени стимулировали их на потребление, чем на сбережение, усиливая тем самым процессы, оказывающие негативное влияние на финансовую стабильность в Республике Беларусь.
2009 год для Беларуси был также непростым. Вначале года девальвация понизила курс белорусского рубля на 20%. Инфляция за январь составила 4,1%, это самый высокий показатель месячной инфляции за 6 лет. Данные статистической службы Европейского союза за май свидетельствовали, что в Беларуси темпы инфляции опережали остальные страны. Показатели темпов инфляции за январь-апрель 2009 года вывели Беларусь на второе место, пропустив вперед Украину. Инфляция в Беларуси за указанный период составила 6,5%, в Украине - 6,9%, в России - 6,2%, В странах Евросоюза потребительские цены в январе-апреле в среднем выросли на 0,6%. И тем не менее за период январь-ноябрь ИПЦ составил 110,1%). Сохраняются высокие ставки по депозитам, но также высокими являются и ставки по кредитам.
Инфляция давно уже стала контролируемой, но сказать, что инфляционные всплески остались в прошлом нельзя. Отрицательное влияние инфляции для национальной экономики состоит в следующем:
1) обесцениваются доходы населения;
2) происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность общества и усиливает социальное расслоение;
3) разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту;
4) денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Конкретные проявления социально-экономических последствий инфляции — в силу сложности самого явления — масштабны и разноплановы. Наиболее ощутимым результатом инфляционного роста цен является «дороговизна» — катастрофическое удорожание товаров потребительского назначения. Неуклонное повышение цен на предметы повседневного спроса ведет к сокращению денежных доходов в их реальном выражении, подрывает позиции покупателей на рынках. Ослабление покупательной способности вызывает в свою очередь падение объемов потребления материальных и духовных благ и услуг, существенно ухудшает структуру потребления. В итоге происходит снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни в обществе, появляются абсолютная и относительная бедность и даже нищета.
Другим не менее существенным последствием инфляционного повышения цен служит «хаос относительных цен». Неравномерный, противоречивый рост цен на продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения, производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков, возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы. Наконец, еще одним важнейшим следствием инфляционного взлета цен является обесценение денег. Потребность во все большей денежной массе для обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления, неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит экономически и социально неоправданное перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность. Падение жизненного уровня, а это главное и наиболее ощутимое последствие инфляции для нашей республики находит отражение и в официальной статистике. Из-за резкого снижения реальных доходов населения товарооборот в республике уменьшился наполовину. Последний социологический опрос жителей республики показал, что более всего они опасаются недоступности продуктов питания и товаров первой необходимости, а также роста цен на коммунальные услуги. Возрастет удельный вес расходов населения на питание и коммунальные услуги, снизятся расходы на приобретение одежды, обуви и других необходимых товаров. На столах горожан поубавится мяса, колбасных изделий. Возрастет потребление картофеля, молока, яиц и хлеба. Наиболее высокими темпами росли цены на самые необходимые, жизненно важные продукты питания, то есть те, на которых держатся многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель и т.п.). Столь же тяжело на эти категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных услуг. Однако, как ни разительны приведенные показатели роста цен, сами по себе они еще не дают всей картины негативных последствий инфляции для уровня жизни. Эти данные раскрывают главным образом динамику, масштабы, всеобщность явления. Чтобы картина обрела полноту, необходимо принять в расчет самую главную принципиальную особенность инфляционного роста цен: в отличие от обычного повышения цен (скажем, в результате возрастания спроса), когда рост цен компенсируется или чаще всего перекрывается доходами потребителей, инфляционное повышение цен обязательно идет в паре, в сцепке с сокращением доходов основной массы населения — происходит не только относительное, но, прежде всего, абсолютное падение покупательной способности общества.
За годы инфляции в белорусском обществе произошло неведомое в недавнем прошлом социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и даже нищие, на другом — богатые и даже сверхбогатые. Таким образом, при всех изменениях неизменным остается одно — теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового класса» и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.
Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потери неизбежны. В условиях же необходимости экономических преобразований инфляция практически им противодействует, поскольку делает невозможными рациональные экономические расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределенностью. Непредсказуемость экономических явлений и разрушение инфляцией функции цен являются характерной чертой и открытой, и подавленной инфляции, при этом «если открытая инфляция значительно искажает регулирующую функцию рынка, то подавленная инфляция останавливает ее полностью».
Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода Беларуси к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантной в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
2.3 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран.
В развитии Республики Беларусь выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 гг.) – это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в республике некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) -антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции вплоть до 2006.
Реализация Правительством Беларуси и Национальным банком комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в республике.
Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь:
1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это
осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита
неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.
2. Восстановление доверия к государственным облигациям.
Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на
покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными
облигациями - существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения
затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация
банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров.
4. Национальному банку очень важно удерживать намеченную
траекторию обменного курса и инфляции.
5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие
рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения
бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства
потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами
населения на потребительские товары и их производством для
отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает
давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из
импорта.
6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в
белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в
спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на
курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов,
снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и
ставками кредитов.
В целом всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры: по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции; поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий; снижению материало - и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей; сокращению транзакционных издержек и др.
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь