Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель данной – рассмотреть социально-экономические последствия инфляции и меры реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Для этого необходимо:
1) определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
2) рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
3) описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
4) проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
5) дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность инфляции и её причины 5
1.2 Виды и типы инфляции 8
1.3 Измерение инфляции 16
1.4 Социально-экономические последствия инфляции 18
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БЕЛАРУСИ 23
2.1 Инфляция в Республике Беларусь на современном этапе развития 23
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
При желании такой список позитивного воздействия инфляции на макроэкономические процессы можно расширить. Но следует отметить главное — в среднесрочной перспективе при умелом использовании «ползучая инфляция» в состоянии выступить заметным фактором экономического роста.
Отрицательные моменты. Сегодня принято считать, что последствий именно такого рода все же значительно больше. В полном соответствии с природой инфляции происходит обесценение национальных денег, сбережений домашних хозяйств и накоплений денежного капитала в секторе бизнеса. Инфляция резко усиливает бегство от национальных денег, вытесняет их более устойчивой иностранной валютой. Это объясняется тем, что население страны перестает доверять местным банкам и сберегательным учреждениям.
Под воздействием инфляции обычно обостряется социально-политический кризис. Смена правительства чаще всего становится неизбежной.
Инфляция ломает ранее сложившиеся представления о «естественной норме рентабельности». Рентабельность производства начинает зависеть не от усилий предпринимателя, не от использования в производстве научно-технических открытий, а от игры цен и связанной с ней динамикой ссудного процента. При этом нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, возникает цепная реакция банкротств.
В условиях инфляции значительно возрастает риск реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Особо страдают предприятия с длительным циклом производства, со значительным периодом оборота капитала. Поэтому часть капитала мигрирует в сферу обращения, где выше скорость движения капитальных средств и степень доходности.
Имеет место скрытое перераспределение денежных доходов между хозяйствующими субъектами, первичным и вторичным секторами экономики, отдельными социальными группами:
1) потери несут те домашние хозяйства, доходы которых фиксированы, так как снижается уровень реальных доходов;
2) дополнительный доход получают те хозяйствующие субъекты, на продукцию которых рост цен превышает уровень инфляции;
3) выигрывают владельцы недвижимости, земли, драгоценностей и других видов материализованного богатства;
4) при прогрессивной системе налогообложения инфляция снижает реальные располагаемые доходы;
5) государство присваивает сеньораж (инфляционный налог); достигается прирост номинальных поступлений от регулярных доходов (фискальный выигрыш), обесценивается внутренний государственный долг;
6) сокращаются реальные доходы государственного бюджета;
7)финансово-кредитные институты увеличивают денежные
доходы за счет возросшей процентной маржи;
8) при фиксированной процентной ставке ниже уровня
инфляции выигрывают заемщики и проигрывают вкладчики.
Следует отметить, что воздействие инфляции на перераспределение доходов зависит от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции домашние хозяйства и предприятия имеют возможность предпринять соответствующие контрмеры и обезопасить себя от ее негативного воздействия.
В условиях инфляции коммерческие банки стремятся сохранить положительное значение процентной ставки по активным операциям. Тем не менее, может произойти падение реальной нормы процента до отрицательной величины (вкладные операции). Но самое страшное в том, что при гиперинфляции динамика процента отрывается от динамики рентабельности реального сектора экономики. Номинальная процентная ставка уходит вперед, стремится превысить инфляцию. Выгодным становится вложение денежного капитала в краткосрочные проекты в финансовой сфере. Наоборот, невыгодным становится вложение капитала в долгосрочные проекты в ведущие отрасли реального сектора экономики.
В условиях инфляции повышение номинального дохода при сохранении ставки подоходного налога приводит к тому, что часть населения необоснованно переводится в боле высокую категорию налогообложения.
При стабильном обменном курсе рост цен на внутреннем рынке повышает их «долларовый эквивалент». Это облегчает иностранным производителям проникновение на внутренний национальный рынок. Как следствие, очень быстро ухудшается торговый баланс страны. В итоге возникает необходимость девальвировать национальную валюту, т. е. снижать ее обменный курс. Кроме того, под воздействием инфляции повышается спрос на иностранную валюту, нарастает вывоз капитала за границу.
Существует еще одно негативное последствие инфляции – это нерациональное использование ресурсов. Для борьбы с инфляцией необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Фирмы вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию для покрытия издержек. В свою очередь, рабочие постоянно требуют повышения заработной платы. Таким образом, цены и заработки образуют своеобразную «инфляционную спираль». Склонность к сбережению у людей резко сокращается, и это подрывает нормальное инвестирование.
Можно сделать вывод, что инфляция усиливает в обществе социально-экономическую неустойчивость, дезорганизует хозяйственные связи, стимулирует отток ресурсов и кадров в наиболее прибыльные отрасли, активизирует спекуляцию и теневую экономику, а также негативные явления – коррупция и т.д.
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БЕЛАРУСИ
2.2 Инфляция в Республике Беларусь на современном этапе развития
Для характеристики антиинфляционной политики Республики Беларусь, прежде всего, необходимо выделить наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси:
1) длительное сохранение, в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
3) высокие темпы девальвации белорусского рубля.
Из данных особенностей следует, что длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценивания рубля протекает под воздействием комплекса факторов.
В качестве таковых следует выделить:
1) длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;
2) хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;
3) слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации национальной экономики;
4) сохранение системного и структурного кризиса, унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду.
На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:
а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со
стороны населения;
б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);
в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и краткосрочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен. Подтверждением тому выступает низкое качество продукции, возникновение дефицита тех или иных товаров из-за вмешательства государства в процессы ценообразования, образование разрыва в уровне цен в государственном и частном секторах розничной торговли.
Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Национального банка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции.
Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной (таблица 1).
Таблица 1
Индексы цен по отдельным секторам экономики
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Индекс потребительских цен | 146,2 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 139,1 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 | 111,1 |
Такое стабильное превышение объясняется разными причинами. Так, на рынке средств производства традиционно выше степень монополизации и мягче спросовые ограничения по цене. К тому же прямое воздействие на более ускоренный рост цен на средства производства оказывают неплатежи между хозяйствующими субъектами.
Что же касается предыдущего десятилетия, то с обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы (см. табл. 2)
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели белорусской экономики в 1992-2003гг.
Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем производства ежегодно снижался примерно на 10 % . Лишь в 1995—1996 гг. эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996—2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %, за 2001—2003 гг. — 5,5 %.
Высокие темпы инфляции стимулировала ситуация с безработицей в стране, которая в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4 % общей численности безработных и занятых, т.е. экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 часов). Вместе с тем, необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей — лучшие, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.
Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. (Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.) Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь