Инфляция и ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной – рассмотреть социально-экономические последствия инфляции и меры реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Для этого необходимо:

1) определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;

2) рассмотреть причины и формы проявления инфляции;

3) описать последствия инфляции и методы ее регулирования;

4) проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;

5) дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5

1.1 Сущность инфляции и её причины 5

1.2 Виды и типы инфляции 8

1.3 Измерение инфляции 16

1.4 Социально-экономические последствия инфляции 18

2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БЕЛАРУСИ 23

2.1 Инфляция в Республике Беларусь на современном этапе развития 23

2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

Неожидаемая инфляция – это такая инфляция, которая является неожиданной для всех хозяйствующих субъектов. Уровень такой инфляции невозможно спрогнозировать, к тому же он всегда выше ожидаемого или общественно допустимого предела. В условиях неожидаемой инфляции сильно обесценивается кредиторская и дебиторская задолженность, потребительский кредит, а также внутренний государственный долг. В большом проигрыше оказываются те слои населения, которые традиционно получают фиксированный доход (студенты, пенсионеры и др.).

4)                 В зависимости от объекта исследования выделяют национальную инфляцию, локализованную в пределах конкретного государства; региональную, существующую на определенной территории; и мировую, свойственную всему обществу.

5)                 По характеру инфляционных импульсов, рассматриваемых применительно к конкретному государству, инфляция может быть экспортируемой или импортируемой.

6)                 В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором – реальных источников для корректировки уровня цен нет.

7)                 В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

В качестве основных форм проявления открытой инфляции сегодня принято выделять инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса

В данном случае мы обращаем внимание на такую ситуацию, когда при полной занятости совокупный спрос превышает объем совокупного предложения (AD>AS). Складывается так называемый инфляционный разрыв, то есть избыточный спрос.

Совокупный спрос всегда представлен как платежеспособный спрос. В условиях полной занятости в краткосрочном периоде рост производства невозможен. В итоге количество денег превышает количество товаров. Поэтому появление избыточного спроса неизбежно приводит в движение цены, экономика ищет новую точку макроэкономического равновесия.

 

Рис.1 Сдвиг совокупного спроса и возникновение «инфляции спроса»

 

Многое зависит от того, какая макроэкономическая ситуация предшествовала сдвигу совокупного спроса, на каком отрезке кривой совокупного предложения (AS) достигается новое макроэкономическое равновесие.

На Рис. 1 видно, что вслед за увеличением платежеспособного спроса произошел сдвиг линии совокупного спроса вправо (AD0 > AD1). ВВП увеличивается до отметки Y1, но рост цен  также имеет место (см. P1). В данном случае сдвиг кривой совокупного спроса пришелся на начальный (так называемый кейнсианский) отрезок кривой совокупного предложения.

Не исключено, что в других вариантах это будет более крутой отрезок кривой совокупного предложения. Тогда получается, что вслед за дальнейшим ростом совокупного спроса (AD1 -> AD2). Объем ВВП (Y*) будет реализован при значительно возросшем уровне цен P2.

Такая ситуация обычно типична для краткосрочного периода. В качестве исходных обстоятельств инфляции спроса принято выделять:

1)                 рост государственных закупок (включая инвестиции, военные закупки), особенно за счет дефицитного финансирования (используется денежная эмиссия Центрального банка страны);

2)                 увеличение инвестиций и рост спроса на инвестиционные товары. Особенно, если инвестиции превышают сбережения и осуществляются за счет привлечения иностранного капитала, или когда инвестиционные вливания не приводят к адекватному увеличению совокупного предложения (увеличение незавершенного строительного производства, ошибки в проектировании и т. п.);

3)                 увеличение потребительских расходов вслед за повышением располагаемых доходов в секторе домашних хозяйств (рост зарплаты под давлением профсоюзов, социальных выплат и т. п.), включая воздействие увеличения склонности населения к потреблению;

4)                 кредитная экспансия коммерческих банков, включая кредитование правительства;

5)                 возрастание экспорта, то есть спроса на отечественные товары со стороны сектора «заграница» - вывоза отечественных товаров за границу (первая форма «импортируемой инфляции»);

6)                 доминирующие высокие инфляционные ожидания населения.

Повышение уровня цен под воздействием факторов совокупного спроса есть инфляция спроса. Однако следует уточнить некоторые детали. Так, рост государственных закупок стабильно ведет к увеличению совокупного спроса. Если наращивание расходов государства сопровождается увеличением дефицита бюджета, который покрывается исключительно за счет денежной эмиссии, то включается чисто монетарный фактор инфляции. Обязательным условием длительного процесса инфляции спроса является именно непрерывное увеличение денежной массы.

 

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – «инфляцией издержек производства».

Инфляция издержек производства – это рост уровня цен, происходящий под воздействием повышения издержек производства.

Рис. 2 Модель роста уровня цен на основе повышения издержек производства (сдвиг кривой AS)

 

Из рис. 2 видно, что из-за возрас­тания издержек производства произошел сдвиг кривой совокуп­ного предложения влево, что обусловило возрастание уровня цен.

Повышение издержек производства могло произойти под воздействием различных обстоятельств:

1) рост цен на основные виды сырья и материалов, включая импортируемые (так называемая третья форма «импортируемой инфляции»);

2) повышение заработной платы, когда ставки зарплаты превышают темпы роста производительности труда (инфляция роста зарплаты);

3) возрастание налоговой нагрузки;

4) отставание темпов роста производительности капитала от увеличения стоимости капитала (рост процентных издержек);

5)   вовлечение в производство менее эффективных экономи­ческих ресурсов с целью наращивания объема выпуска;

6)   рост средних издержек при наращивании объема выпус­ка на прежних мощностях в условиях исчерпания положитель­ного эффекта масштаба производства (актуально в условиях со­временной Беларуси).

Непрерывное повышение издержек производства может быть результатом высокой степени монополизации национальной экономики, когда крупные хозяйствующие субъекты стремятся разными способами включить непроизводительные затраты в цену предложения.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей, а также монополизация экономики.

В отличии от инфляции спроса, при которой рост цен сопровождается увеличением производства, инфляции издержек особо тягостна тем, что здесь рост цен происходит при падении уровня производства.

 

 

 

1.3 Измерение инфляции

 

Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются:

1)     Индекс потребительских цен.

2)     Индекс производственных цен.

Индекс потребительских цен – основной показатель инфляции, он измеряется изменением товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.)

Для того, чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить цены одного временного периода с ценами другого периода. Вначале нужно определить товары и услуги, цены которых будут  использоваться при измерении. Это важно, так как не все товары и услуги дорожают в равной степени. Совокупность потребительских товаров и услуг, выбранных для анализа роста цен, составляет потребительскую корзину. Чем больше товаров  и услуг составляют потребительскую корзину, тем точнее производится измерение инфляции.

Инфляция рассчитывается по следующей формуле:

 

P = , где

 

Р – темп инфляции;

Qc - индекс цен прошедшего года;

Qp – индекс цен текущего года.

Считается, что недостатком данного индекса является то, что он несколько завышает показатель инфляции из-за того, что не учитывает условий поставки; используется фиксированная корзина, не включающая изменения цены новых товаров и услуг. Тем не менее, большинство экономистов используют индекс потребительских цен в качестве показателя инфляции и для прогнозирования движения цен.

Индекс цен производителей - оценивает среднее изменение цен, определяемых производителями на этих этапах изготовления. Индекс состоит из двух показателей, входящие цены (полуфабрикаты, комплектующие и т.д.) и цены на выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включает в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции, связанной с изменением стоимости рабочей силы.

Главное отличие индекса цен производителей от индекса потребительских цен в том, что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реализации. Часто этот индекс называют индексом оптовых цен.

Рост индекса цен производителей приводит к инфляции издержек, которая, по мнению аналитиков, является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубокое влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса.

"Правило величины 70" дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

T = 70/P где,

Т – приблизительное количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции

Р – темп инфляции.

Например, если ежегодный уровень инфляции равен 10%, то цены удвоятся через 7 лет.

Существует еще несколько индексов цен:

1) индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения);

2) индекс стоимости строительства;

3) индекс оптовых цен - исчисляется для трёх групп товаров: конечных товаров, готовых для использования, но не проданных потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.

4) индекс экспортных цен;

5) дефлятор валового национального продукта (ВНП) - отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

 

1.4 Социально-экономические последствия инфляции

 

Инфляция несет в себе положительные  и отрицательные последствия. Как бы ни выглядело странным, но инфляция действительно в состоянии оказать положительное воздействие на протекание многих макроэкономических процессов.

Прежде всего, повышение цены снижает склонность населения к сбережениям, заметно разогревает инфляционные ожидания домашних хозяйств («завтра будет еще хуже»), что незамедлительно активизирует платежеспособный спрос и, как следствие, экономический рост.

Предпосылкой инфляции спроса может выступить наращи­вание государственных расходов в условиях дефицитного финан­сирования. Одновременно через мультипликатор затрат это ведет к увеличению совокупного спроса, доходов и занятости населения.

Повышение цен сопровождается повышением рентабельности продукции, что автоматически активизирует деловую активность бизнеса, способствует росту ВВП и уровня занятости населения.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь