Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Кроме того, в большинстве стран мира уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который оказывает влияние на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос. Неконтролируемый рост цен затрагивает и многие социальные аспекты, в том числе рост реальных доходов населения, покупательную способность, стоимость и качество жизни и др.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 518.28 Кб (Скачать)

    3.4. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 

    Составным элементом функциональной экономической системы, регулирующей уровень инфляции, и мощным инструментом денежно-кредитной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

    В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент денежно-кредитной политики выполняет следующие функции:

  • создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
  • повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
  • определение верхнего предела роста денежной массы;
  • ограничение волатильности ставок денежного рынка.

    Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы  ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

    Необходимо  обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, т.е. чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.

    Однако  чрезмерное повышение резервных  отчислений чревато снижением деловой  активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.

    Европейский центральный банк и центральные банки стран еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов.

    В целом средние  нормы обязательного  резервирования в  России в начале третьего тысячелетия значительно  превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран (табл. 10).

    Табл. 10. Нормативы отчислений в ФОР в некоторых странах мира в начале 2004 г. 

    
    Страна     Ставка  отчислений в обязательные резервы, %
    Швейцария     7.5
    Япония     0,125-2,5
    Европейское сообщество     7
    Германия     2
    Франция     2
    США     1,25
    Великобритания     П,45
    

     
Источник:
Материалы Ассоциации российских банков, 2004 г.
 

    Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.

    В сентябре 2008 г. в разгар финансового  кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% по иностранным кредитам.

    Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд руб. (примерно 12 млрд долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе.

    Данная  мера оказалась одной из наиболее своевременных и эффективных  в общем пакете антикризисных  мероприятий Правительства России.

    3.5. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 

    В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке.

    Операции  на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

    Если  Центральный банк считает необходимым  ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.

    Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.

    Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

    Как правило, операции на открытом рынке  проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

    В современном арсенале Банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.

    В отличие от ведущих промышленно  развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, в России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике. 

    3.6. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 

    Важным  составным элементом функциональной системы, регулирующей уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.

    Как показывает мировой опыт, даже в  самой стабильной экономике у  коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью.

    Поэтому центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков.

    По  мнению большинства  специалистов, современная  система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев  в банковской системе  России, что сдерживает деятельность коммерческих банков по увеличению объемов кредитования.

    Рефинансирование  коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В  частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд руб., а это десятые доли , 
процента от активов Банка России.

    Поскольку в последние годы Банк России проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.

    Кредиты Банка России не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.

    Кроме того, значительно увеличились заимствования  в иностранных банках. Общая задолженность  банков по зарубежным кредитам в начале 2008 г. достигла 130 млрд долл.

    Табл. 11. Динамика внешних  заимствований российских компаний и банков 

    Годы     Млрд долл.
    1999     1.2
    2000     3,2
    2001     6,4
    2002     17,9
    2003     33,4
    2004     38,8
    2005     73,3

    Источник: Данные Банка России за соответствующие годы. 

    Кроме того, госкомпании активно использовали заимствования в виде синдицированных кредитов у западных банков. В 2005 г. среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками были ОАО «Газпром»,

    ОАО «Роснефть», «Совкомфлот», РАО «РЖД», «Транснефть», «АЛРОСА», которые привлекли кредитов на сумму свыше 28 млрд долл.

    Внешние займы Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка  и Россельхозбанка в 2005 г. составили 6,45 млрд долл., или 36% всех внешних заимствований российской банковской системы.

    Сложившаяся тенденция объясняется прежде всего тем, что возможности долгосрочного кредитования в России ограниченны. Кроме того, в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте выгоднее. В конечном итоге это приводит к росту денежного предложения и увеличению инфляционного потенциала.

    Возможности рефинансирования следует ориентировать  на достижение общеэкономических целей, поддержание структурных и региональных приоритетов.

    Для этого необходимо расширить перечень бумаг, принимаемых Банком России в  качестве залога, включив в него бумаги соответствующих отраслей и  территорий.

    Это обеспечит целевое поступление  ликвидности в экономику с учетом отраслевых и территориальных задач, а также будет способствовать диверсификации и увеличению емкости самого финансового рынка, повышая его ликвидность и устойчивость в целом.

    Если  рефинансирование будет оперативным, а ресурсы, когда это требуется (например, для преодоления негативных тенденций кризисных явлений), окажутся дешевле, то серьезно расширятся возможности взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики. 

    3.7. ПОЛИТИКА ВАЛЮТНОГО КУРСА 

    Валютный  курс играет определяющую роль в денежно-кредитной  политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором в зависимости от выбранной модели денежно-кредитной политики.

    143

    Изменение валютного курса, как правило, оказывает  немедленное воздействие на уровень  внутренних цен.

    При этом следует иметь в виду, что  в современных условиях тенденция к росту цен носит 1. более ярко выраженный характер, чем тенденция

    к их понижению.

    В результате, если снижение валютного  курса, как правило, приводит к росту  цен внутри страны, то при его  повышении снижение цен слабо  выражено или вообще отсутствует.

    Изменение валютного курса затрагивает  и денежный рынок страны. Девальвация валют вызывает повышение цен, а значит, и спроса на деньги. Чтобы поддерживать валютный курс на новом, девальвированном, уровне и не допустить удорожания отечественной валюты, Центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке.

    Стабильность  национальной валюты свидетельствует о прочности валютно-финансового положения страны. В частности, в «Пакте о стабильности евро», так называемых Маастрихтских договоренностях, которые лежат в основе экономического и валютного союза, среди обязательных условий вхождения стран в Европейский союз зафиксировано положение, согласно которому обменный курс национальной валюты в течение 2 лет не должен выходить за пределы колебаний, установленных в Европейском валютном союзе1.

    Для сохранения устойчивости в данной сфере  колебание курса национальной валюты не должно превышать 1-2 % в месяц.

    Основным  структурообразующим элементом функциональной системы по поддержанию стабильности национальной валюты в большинстве стран мира являются центральные банки и проводимая ими денежно-кредитная политика.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика