Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Кроме того, в большинстве стран мира уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который оказывает влияние на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос. Неконтролируемый рост цен затрагивает и многие социальные аспекты, в том числе рост реальных доходов населения, покупательную способность, стоимость и качество жизни и др.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 518.28 Кб (Скачать)

    Однако  достичь указанных показателей  также не удалось. В 2006 г. уровень  инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%. 

    Годы     Инфляция, %
    1990     5,3
    1991     92,6
    1992     2508,8
    1993     844,2
    1994     215,0
    1995     131,3
    1996     21,9
    1997     11,0
    1998     84,4
    1999     36,5
    2000     20,2
    2001     18,6
    2002     15,1
    2003     12,0
    2004     10,0
    2005     10,9
    2006     9,0
    2007     11,9
    2008     13,3
 
 

    В ближайшие годы в России следует  ожидать сохранения галопирующей инфляции, т.е. относительно высоких по сравнению с другими странами мира темпов роста инфляции — примерно 10-15% в годовом исчислении.

    В России не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен, а денежно-кредитная политика правительства и Банка России нуждается в существенной корректировке. 

ГЛАВА 3.

3.1(либо в главу  1)

3.1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И МОНЕТАРИЗМ 

  В основе научных воззрений на проблемы регулирования инфляции лежит количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства.

  Согласно  данной теории денежная масса, находящаяся  в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.

  Денежная  теория превратилась в движущую силу нового экономического учения, которое  с легкой руки американского экономиста Карла Брун-нера (1968 г.) получило название «монетаризм».

  В основе концепции монетаризма лежит  положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

  

  Идейным лидером монетаристов во второй половине прошлого столетия был Милтон Фридман.

М. Фридман сумел  совершить радикальный переворот в международной валютной системе в 70-е годы прошлого столетия.

Фактически благодаря усилиям Фридман произошел демонтаж Бреттон-Byдекой системы, основанной на золотом стандарте и фиксированном курсе валют. 

  М. Фридман бескомпромиссно отстаивал  идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила  означает распад всех механизмов, с  помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое.

  Кредо денежной политики монетаристы определяли как стабильность, стабильность и еще раз стабильность. Стабильный рост запаса денег обеспечивает с определенным лагом стабильный рост производства.

  Отсюда  «денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

  Идеологи  российской экономической  реформы начала 90-х годов прошлого столетия официально провозгласили приверженность монетаризму, открытой рыночной экономике и действительно пытались использовать основные принципы этих моделей.

  В частности, начали создаваться отдельные  механизмы регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

   Государственная монетарная политика проводилась через Центральный банк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и резервы коммерческих банков, определял величину учетной ставки, изменял уровень резервной нормы. Центральный банк России пытался проводить операции на открытом рынке.

  Однако  российский монетаризм, в отличие от западного, носил жесткий  директивнорестрикционный характер, причем нередко на практике игнорировал важнейшие его

постулаты.

  Проводимая  финансово-экономическая политика в России привела к тому, что  к концу 90-х годов доля доходов  в консолидированном бюджете  Российской Федерации сократилась  до 25% ВВП.

  Кроме того, следует подчеркнуть, что в  странах с монетаристской ориентацией  экономической политики, как правило, доля налогов в валовом доходе субъектов хозяйственной деятельности колеблется от 25 до 35%, а в странах, где доминирует кейнсианская политика, — от 34 до 45%.

  В России же при провозглашенных в  начале перестройки исключительно  монетаристских методах воздействия  на ход экономического развития к концу 90-х годов удельный вес налогов достигал такого уровня (по некоторым оценкам, до 80-90%), при котором любой легальный бизнес 
становился невыгодным.

  Финансовый  кризис в России, разразившийся в  августе 1998 г., показал, что ориентация в экономической политике только на монетаристские принципы не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики.

  Глобальный  финансовый кризис 2008 г. еще раз подтвердил несостоятельность исключительно монетарной политики для регулирования экономических процессов. 
 

3.2 Монетизация экономики.

    Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы. На наш взгляд, функциональные экономические системы (ФЭС) - это совокупность институтов и институциональных организаций, образующих механизмы саморегулирования, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Отклонение от заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия.

    Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию  уровня инфляции является денежно-кредитная  политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты монетарного регулирования, как:

  • уровень процентной ставки центрального банка;
  • политика обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование коммерческих банков;
  • таргетирование уровня инфляции;
  • курсовая политика.

    В этой связи функциональную экономическую  систему по регулированию уровня инфляции можно условно изобразить в виде следующей абстрактной  схемы (рис. 3). 

Рис.3.

Функциональная  экономическая система, регулирующая уровень инфляции

    В разгар финансового кризиса практически  все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на «ручное» управление экономикой.

    Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику  и национализации обанкротившихся  финансовых институтов большинство стран были бы обречены на серьезные финансовые потрясения.

    Нынешний  глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира являются устойчивость и стабильность. 

3.3 Политика изменения процентных ставок центральных банков. 

    В современной рыночной экономике  основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной (учетной) ставки, или ставки рефинансирования, под которую центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляет кредиты коммерческим банкам.

    Обычно  ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевых» денег.

    В мировой практике учетная ставка с точки зрения коммерческих банков — это издержки избыточных резервов.

    Поэтому когда национальный банк понижает эту  ставку, он поощряет коммерческие банки  к получению ссуд. Соответственно кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

    Снижение  процентных ставок стимулирует предпринимательскую  деятельность, инвестиционный процесс и соответственно экономический рост.

    В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей также понижается уровень процентных ставок.

    В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает  стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег.

    С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может  быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих» денег, как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

    В России ставка рефинансирования до сих  пор остается скорее экономическим  индикатором, чем регулятором уровня инфляции.

    Ставка  рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики, напрямую не влияет на стоимость заемных средств  на межбанковском рынке.

    В России ставка рефинансирования имеет  несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского учета и налогообложения.

    В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения  ставки рефинансирования и темпов инфляции.

    Если  предположить, что годовой уровень  инфляции в России в период с 2008 по 2010 г. составит примерно 10-12%, а в экономике  сохранится тенденция к росту, то можно ожидать, что ставка рефинансирования теоретически в эти годы может сохраниться в этих пределах.

    В период после 2010 г. уровень инфляции в России планируется снизить  до 5%, а к 2015 г. — до 3-4%. При благоприятном развитии ситуации и грамотной, последовательной экономической политике по преодолению инфляции можно ожидать в этот период и снижение учетной ставки. 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика