Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить «догоняющий» характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5
1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12
2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15
2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 169.85 Кб (Скачать)

    Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения  составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения  в белорусских банках увеличились  более чем на 1,17 триллиона Br, и  на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в  иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

    В качестве меры, обеспечивающей эффективность  проведения государственной антимонопольной  политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который  будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том  числе облисполкомами и Минским  горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Тема  инфляции актуальна в любое время  и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с  переходной экономикой. В первом разделе  курсовой работы я рассмотрел сущность, причины, виды и последствия инфляции. Инфляция - явление, не только связанное  с движением денег, а является сложным социально-экономическим  явлением, затрагивающим все стороны  жизнедеятельности государства.

    Причинами инфляции могут быть:

  • Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения;
  • монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
  • сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;
  • падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого растут внутренние цены на импортируемые товары;
  • долларизация;
  • мировые экономические кризисы;
  • состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика;
  • расходы на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается;
  • инфляционные ожидания. Это происходит, когда население начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен;
  • структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы.

    В работе рассмотрено две основные причины инфляции:

    1) увеличение совокупного спроса;

    2) сокращение совокупного предложения. 

     Определили, что в результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает  инфляционная спираль, из которой, согласно графикам, видно, что рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления: ценовая инфляция, инфляция сбережений и девальвация;

    По  темпам обесценивания денег: ползучая, умеренная, открытая, галопирующая инфляции и гиперинфляция;

    По  факторам, вызывающим инфляционный процесс: инфляция издержек и инфляция спроса.

    Но  на практике инфляции одного какого-то вида не бывает, она всегда включает в себя практически все подвиды.

    Задачей второго раздела курсовой работы было выявление основных причин инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране.

    Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета;
  2. Ограничение конкуренции;
  3. Долларизация экономики;
  4. Мировой кризис.

     Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Нацбанком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. 
 
 

    Список  использованных источников 

    
  1. Гаврилов  В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - № 25. - С. 4-12.
  2. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - №34.-С.38-43.
  3. История экономических учений: учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько [и др.]; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. — 5-е изд., стер. — Минск: Новое знание, 2006. — 340 с.
  4. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - №10.-С.8-15.
  5. Луссе А.В. "Макроэкономика". Санкт-Петербург, 1999.
  6. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 452 c.
  7. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
  8. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.].— Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.
  9. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://bdg.by/news/economics/12507.html/ - Дата доступа: 08.12.2010.
  10. Новости экономики  [Электронный ресурс] / Режим доступа:  www.moyby.com/news/14304.html/ -  Дата доступа: 08.12.2010.
  11. Сафронова Л.Т. "Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран". Новороссийск, 2000.
  12. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник – 6 изд., исп. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
  13. Тихонов А.О. "Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год" // Вестник Ассоциации белорусских банков № 34, 2000.
  14. Усов В.В. "Деньги. Денежное обращение. Инфляция". Москва, 1999.
  15. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - №10.-С.34-39.
  16. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 550с.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь