Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить «догоняющий» характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5
1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12
2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15
2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 169.85 Кб (Скачать)

    Согласно  теории рациональных ожиданий, кривая совокупного предложения экономической  системы в случае изменения в  экономической политике является одной и той же как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных интервалах - вертикальной линией, совпадающей с естественным уровнем реального объема производства. Следовательно, ожидаемые изменения в макроэкономической политике не будут оказывать даже временного воздействия на реальный объем производства или занятость [11, с. 56].

    Антиинфляционная  стратегия.

    Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику [14, с. 426].

    Имеются в виду, например, регулярные сообщения  об уровне инфляции, который оно  собирается удержать, и необходимом  для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются  в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее.

    Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста.

    Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный  лимит надо удерживать в течение  продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы  и т.д. В инфляционной экономике  денежная политика должна играть главенствующую роль.

    Стратегическая  задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

    Рост  налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению.

    Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому  основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

    Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о  прекращении чрезмерного вмешательства  государства в инвестиционный процесс  и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д. [11, с. 150]

    Разумная  осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению  на дефицит бюджета, желательно в  рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами –  государственным стимулированием  научно-технического прогресса, структурной  перестройкой экономики, ориентацией  инвестиций на производство потребительских  товаров, конверсией военной экономики  и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Вводя в действие налоговые и  кредитные регуляторы, государство  способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг, формированию новых  рынков. Прирост предложения, компенсируя  избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию.

    Национальная  антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

    Антиинфляционная  тактика.

    Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется  мобилизовать быстродействующий потенциал  антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

    Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения  спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

    Краткосрочные резервы роста  предложения.

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов.
  2. Поддержка формирования новых рынков. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
  3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов, ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
  4. Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов [11, с.189].

    Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентные и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [11, с. 196].

    Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в рамках данной работы возможным. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка.

    В условиях современной рыночной экономики  более эффективным методом борьбы с инфляцией является сочетание  различных антиинфляционных мер, направленных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Но все действия правительства страны должны быть направлены на повышение благосостояния народа, ибо без этого дальнейшее развитие государства является нецелесообразным. 

    2.3 Антиинфляционная  политика, проводимая  в Республике Беларусь 

    Белорусская экономика длительное время развивалась  на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания  в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

    С целью предотвращения инфляции или  смягчения ее последствий государство  проводит на разных стадиях инфляционного  процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

    Во  всем мире на практике разработан и  апробирован комплекс мер антиинфляционного  регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и  твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания  инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как  правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке  ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая  ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы  неинфляционную линию поведения, а  осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние  денежного обращения.

    Долгосрочное  антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

    Для наращивания объема предложения  применяется такой метод, как  льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

    Цель  краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания  вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы  собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые  правительством, должны сочетаться с  долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь