Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа
Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить «догоняющий» характер.
Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5
1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12
2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15
2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……
Согласно
теории рациональных ожиданий, кривая
совокупного предложения
Антиинфляционная стратегия.
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее.
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста.
Для
того чтобы денежная политика была
действительно
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению.
Следует
признать, что в принципе антиинфляционные
резервы налогообложения
Главный
принцип сокращения бюджетных расходов
состоит в следующем: постепенное
уменьшение финансирования тех видов
деятельности государства, которые
можно передать рынку. Речь идет о
прекращении чрезмерного
Разумная
осторожность не должна препятствовать
бескомпромиссному наступлению
на дефицит бюджета, желательно в
рамках единой антиинфляционной стратегии,
подкрепленной другими мерами –
государственным
Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.
Антиинфляционная тактика.
Когда
инфляционная обстановка нетерпима, требуется
мобилизовать быстродействующий потенциал
антиинфляционного
Антиинфляционная
тактика даст максимальный результат,
воздействуя на инфляционный разрыв
между спросом и предложением,
если она поможет увеличить
Краткосрочные резервы роста предложения.
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.
Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в рамках данной работы возможным. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка.
В
условиях современной рыночной экономики
более эффективным методом
2.3
Антиинфляционная
политика, проводимая
в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во
всем мире на практике разработан и
апробирован комплекс мер антиинфляционного
регулирования как на долгосрочную
перспективу (антиинфляционная стратегия),
так и на короткий отрезок времени
(антиинфляционная тактика). Для успешной
реализации долгосрочной стратегии
необходимо правительство, пользующееся
доверием большинства граждан и
твердо придерживающееся курса на подавление
инфляции. Большое значение для обуздания
инфляции имеет правильная долгосрочная
денежная политика, направленная на введение
жестких ограничений роста
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель
краткосрочного регулирования текущего
спроса состоит в увеличении объема
сбережений и уменьшении уровня их
ликвидности. Это можно осуществить,
например, путем повышения процентов
по срочным вкладам, временного замораживания
вкладов до востребования, широкого
распространения акционерной
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь