Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить «догоняющий» характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1 Сущность, причины и виды инфляции…………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции…………………………………………5
1.2 Причины инфляции……………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………..10
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………………12
2 Антиинфляционная политика государства……………………………..15
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь………………………….15
2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики…..17
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 169.85 Кб (Скачать)

    Таким образом, инфляция дезорганизует все  народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает  выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием  ресурсов лежит в основе дальнейшего  роста цен на продукцию и раскручивания  инфляционной спирали «цены — зарплата — издержки—цены». Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают «на склад», затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

    Инфляция  наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые  поступления в бюджет, так и  его расходная часть, что побуждает  часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует  инфляцию.

    В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут  потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как  реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

    Социальные  последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни  населения. Реальная заработная плата  постоянно отстает от инфляционного  прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно  отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает  стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает  социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики  автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую  группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств  у населения через налоги. Таким  образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают  быть информационным ориентиром для  производителей и потребителей, предприниматели  не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества [16, c. 405].

    Социально-экономические  последствия инфляции: обесценение  и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение  денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация  денежных средств. Высокие темпы  инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют  стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему  государства. Экономика, втянутая в  инфляцию, особенно если процесс перерастает  в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного  и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных  мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать  степень воздействия тех или  иных мер на инфляционные процессы [12, c. 322].

 

    2 Антиинфляционная  политика государства 

    2.1 Причины инфляции  в Республике Беларусь 

    Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например, в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. К примеру, в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

     Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

    Увеличение  спроса на продовольствие на мировом  рынке привело к резкому скачку цен на некоторые белорусские  продовольственные товары. Существует значительная вероятность того, что  за 2010 года инфляция в Беларуси может  превысить уровень в 10%, что может  заставить Национальный банк повысить ставку рефинансирования.

      По данным Национального статистического  комитета Беларуси, потребительские  цены в Беларуси за сентябрь  увеличились на 1,6% по сравнению  с августом 2010 года и на 6,8% по  сравнению с декабрем 2009 года. В  годовом выражении цены поднялись  на 9%, вплотную приблизившись к  установленному в Основных направлениях  денежно-кредитной политики на 2010 год верхнему уровню инфляции  в 10%.

    В наибольшей степени в сентябре выросли  цена на продовольственные товары – на 2,2% в месячном выражении и на 7,6% с начала года. Среди них, в свою очередь, лидерами оказались овощи (24% роста за месяц и 40,7% за год), крупы (17,7% за месяц и 26,8% за год) и картофель (12,1% за месяц и 46,2% за год). К этому привели внешние причины, так как внутренний рынок по большинству подобных товаров в Беларуси насыщен. Картошка оказалась абсолютным лидером увеличения цены в годовом выражении.

    Инфляция  в Беларуси в мае составила 0,3%, с начала года - 6,9%.

    Беларусь  заняла второе место среди стран  Европы по темпам инфляции, уступив  лидерство Украине. Во всех соседних странах инфляции ниже. При этом в отдельных странах ЕС в сентябре наблюдалось снижение потребительских  цен на товары и услуги. Инфляция в Беларуси за указанный период составила 6,9%. Опередила Беларусь по данному показателю только Украина с уровнем инфляции в 7,4%. Об этом свидетельствует информация Росстата, подготовленная на основе данных Евростата [10].

    Ниже  чем в Беларуси инфляция сложилась  во всех соседних странах. Так, инфляция в России за 9 месяцев 2010 г составила 6,2 %, а в среднем по странам  ЕС - 1,5 %.

    Потребительские цены выросли в Литве – на 2,5%, в Польше – на 2,0%, в Латвии –  на 1,7%.

    При этом в среднем по странам Европейского союза инфляция с начала года составила 1,5%, в сентябре – 0,2%.

    В сентябре 2010 года среди рассматриваемых  Росстатом зарубежных стран наибольшей рост потребительских цен по сравнению  с предыдущим месяцем отмечался  в Украине (на 2,9%), Греции (на 1,9%), Беларуси (на 1,6%).

    В России в сентябре прирост цен  на продукты питания по сравнению  с августом составил 2 %, а в странах  ЕС в среднем - 0,3 %; за период с начала года - 9,2 %, в странах ЕС - 1,5 %.

    Среди стран ЕС наибольший прирост потребительских  цен на продукты питания по сравнению  с предыдущим месяцем был отмечен  в Болгарии (2,6 %), на Кипре (2,5 %); в Польше, на Мальте, в Финляндии (1,3-2 %), а за период с начала года - на Кипре (6,4 %), в Эстонии (5,8 %); на Мальте, в Словакии и Венгрии (4,4-5,1 %).

    В то же время в Венгрии, Дании, Нидерландах, Словении, Ирландии, Португалии, Швеции, Германии в сентябре цены на продовольствие снизились на 0,1-0,7 %.

    В сентябре в странах ЕС наиболее заметно  выросли цены на овощи, а также  на масла и жиры. Несколько увеличились  потребительские цены на хлебобулочные  изделия и крупы; сахар, джем, мед, шоколад и конфеты, рыбу и морепродукты, молочные изделия, сыры и яйца. В  то же время в большинстве государств ЕС продолжилось сезонное снижение цен на фрукты [9]. 

    2.2 Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики 

    В настоящее время среди ученых-экономистов  различных стран устоялось мнение, что даже умеренная инфляция несет  негативные последствия и препятствует нормальному развитию экономики. Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в каждой стране решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

    Исходя  из вышесказанного, антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику.

    Активная  политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

    Адаптивная  политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий [5, с. 147].

    Следует отметить, что именно государство  страны управляет всеми инфляционными  процессами, так как несет ответственность  за денежное предложение и к тому же величину денежной массы.

    Активная  политика.

    Правительство владеет целым рядом прямых монетарных рычагов, которые могут способствовать сокращению и сдерживанию инфляции. К ним следует отнести:

  • контроль над денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
  • пресечение обращения денежных суррогатов;
  • наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

    Антиинфляционные  меры классифицируются в зависимости  от того, на борьбу с каким видом  инфляции они направлены.

    1. Меры, направленные против инфляции спроса:
      • уменьшение госрасходов;
      • увеличение налогов;
      • сокращение дефицита госбюджета;
      • переход к жесткой кредитно-денежной политике;
      • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

    Такие меры ориентированы, прежде всего, на сдерживание  совокупного спроса. Сюда следует  отнести уменьшение госрасходов  и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета.

    Здесь следует отметить, что проведение вышеуказанных мер в стране с  высоким уровнем инфляции приведут к сокращению совокупного спроса.

    Антиинфляционные  меры также классифицируют на молниеносные или «шоковые» и постепенные.

    Преимущество  молниеносных мер в том, что они  проводятся в условиях доверия к  правительству страны, способствуют резкому снижению инфляции и инфляционных ожиданий, что создает условия  для устойчивого безинфляционного развития. Недостатки: резкий спад производства, рост безработицы [5, с. 149].

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь