Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ экономической сущности инфляции и особенностей ее проявления в национальной экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и причины инфляции;
- охарактеризовать социально-экономические последствия инфляции;
- раскрыть сущность антиинфляционной политики государства
Введение 3
1. Инфляция как фактор нестабильности в рыночной экономике 5
1.1. Понятие и причины инфляции 5
1.2. Последствия инфляции 11
1.3. Антиинфляционная политика 17
2. Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь 22
2.1. Особенности и периодизация инфляционных процессов
в переходной экономике Республики Беларусь 22
2.2. Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе 25
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики
Республики Беларусь в целях контроля инфляционных процессов 33
Заключение 39
Список использованных источников 42
*Источник [16, c. 56]
При этом цена одного метра в однокомнатных квартирах в целом выросла на 6,5%, в том числе на первичном рынке – на 2,2%, на вторичном – на 7%, цена одного метра в двухкомнатных квартирах в целом выросла на 4,5%, в том числе на первичном рынке – снизилась на 5,2%, на вторичном – выросла на 5,7%, в трехкомнатных квартирах общее снижение цены одного квадратного метра составило 0,4%, в том числе на первичном ранке 5,9%, на вторичном – рост на 0,2%. Что касается цены одного метра в четырехкомнатных и более квартирах, то в целом она выросла на 3,6%, в том числе на первичном рынке – на 30,3%, на вторичном – на 0,8%.
В годовом измерении (к соответствующему кварталу предыдущего года) цена одного метра в долларовом выражении в целом снизилась на 2,9%. При этом на первичном рынке цена одного метра выросла на 11,6%, на вторичном – снизилась на 4,7%.
В результате инфляции в 2012 году валовое обесценение денежных средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в национальной валюте составило 10,55 трлн. рублей, что составляет 2 % к ВВП против 26,27 трлн. рублей и 8,8% соответственно в 2011 году.
Анализ данных международной статистики свидетельствует о замедлении инфляционных процессов. В целом по 27 странам Европейского союза за 2012 год индекс потребительских цен вырос на 2,3% (годом ранее – на 3%) В 17 странах зоны евро потребительские цены в 2012 году выросли на 2,2% (годом ранее – на 2,7%). Из 17 стран зоны евро замедление темпов роста потребительских цен наблюдалось в Бельгии, Германии, Эстонии, Греции, Франции, Италии, Кипре, Люксембурге, Австрии, Португалии и Словакии. Из других стран европейского союза, где наблюдалось снижение интенсивности роста потребительских цен, можно выделить Чехию, Данию, Латвию, Литву и Польшу.
Лидерами по росту потребительских цен в 2012 году в Европейском союзе стали Венгрия (5,1%), Румыния (на 4,6%), Эстония (3,6%) и Финляндия (3,5%). Что касается динамики потребительских цен в странах – ближайших соседях Республики Беларусь из ЕС, то в Литве потребительские цены выросли на 2,9% (годом ранее – на 3,5%), Польше – на 2,2% (годом ранее – на 4,5%), Латвии – на 1,6 5 (годом ранее – на 3,9%). В России в 2012 году индекс потребительских цен составил 106,6% (годом ранее – 106,1%), в Украине – 99,8% (годом ранее – 104,6%) [7].
Борьба с инфляцией в «
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики республики Беларусь в целях
контроля инфляционных процессов
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики в 2013 г., утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 419 [13] Национальному банку предстоит продолжить проведение монетарной политики, главной целью которой будет снижение инфляции (таргетирование инфляции).
В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 – неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).
Накопленный опыт реализации инфляционного таргетирования позволяет классифицировать режимы инфляционного таргетирования на следующие – начальный, классический и высший. Критериями классификации являются: доверие к банковской системе и монетарной политике, прозрачность монетарной политики, устойчивость основных макроэкономических параметров (стабильный рост ВВП, устойчивая низкая безработица, длительно сохраняющаяся низкая инфляция, плавающий курс), гибкость реагирования денежной и финансовой системы на изменения инструментов монетарной и финансовой политики (важнейший из которых – ставка процента, или учетная, ставки по внутренним финансовым инструментам, ставки по международным финансовым инструментам типа LIBOR и другие), развитость и прочность финансовых институтов и политическая устойчивость
К группе (кластеру) стран с высшим режимом таргетирования относятся Япония, Сингапур, США, Швейцария и другие. К группе стран с классическим режимом таргетирования – Южная Африка, Перу, большинство стран Центральной Европы. К группе стран с начальным режимом таргетирования – Россия, Албания, Словакия, Уругвай и другие.
Типичная структура модели инфляционного таргетирования содержит конечные и промежуточные, или операционные, цели монетарной политики.
В качестве конечной цели инфляционного таргетирования выступает стабильность цен (в той или иной форме).
В качестве промежуточных целей, как правило, используются:
- один из агрегатов денежной массы или один из параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;
- процентные ставки и доходность инструментов финансового рынка;
- обменный курс национальной валюты [25, c. 66].
При выборе промежуточных целей центральные банки используют систему критериев, комплексная оценка которых зачастую является определенным компромиссом ввиду их разнонаправленности. Промежуточная цель может устанавливаться в мягкой форме (рекомендательной или с широким интервалом) и в жесткой форме (одним дискретным значением или с узким коридором).
При этом иногда устанавливаются не одна, а несколько промежуточных целей. Следует отметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой, что обусловлено динамичностью развития макропроцессов и институциональных условий в этих странах.
Как правило, используется также та
или иная модель трансмиссионного механизма,
которая устанавливает связь
между конечными, промежуточными целями
и агрегатами совокупного спроса
и предложения или
Институциональные меры, необходимые на этапе подготовки к введению режима инфляционного таргетирования в условиях Беларуси. Для обеспечения высокой степени согласованности основных денежных (объемы кредитов, золотовалютные резервы, валютный курс, инфляция), бюджетных, стратегических параметров факторов производства (цены на энергоносители, уровень заработной платы и производительность труда) в условиях возможных внешних шоков (нестабильность цен на энергоносители и другие позиции критического импорта), а также в условиях необходимости глубоких структурных преобразований, обеспечивающих технологическую модернизацию и переоснащение производства (что сопряжено с изменениями структуры производства и занятости) представляется целесообразным создать координационный совет по структурной политике и финансовой стабильности при Совете Министров Республики Беларусь. В функции указанного совета входило бы обеспечение заданных параметров инфляции интегрального показателя стабильности (исходя из совокупности монетарных и немонетарных, внутренних и внешних факторов и условий), а также должного уровня открытости, прозрачности и общественного согласия и координации в принятии решений.
Необходимым также становится создание подразделения по изучению проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, функции которого будут состоять в следующем:
- организация и проведение исследований в области изучения международного опыта развития инновационных финансовых структур, проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, создания конкурентоспособных условий для привлечения иностранных инвестиций в наиболее высокотехнологичной форме, а также условий для наиболее эффективного проникновения отечественных субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий;
- организация и проведение анализа в области развития системы финансовых инноваций в стране, включая банковскую систему;
- разработка мер по повышению эффективности структурной и институциональной политики, обеспечивающей совершенствование действующих и создание новых эффективных финансовых институтов на основе изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового рынка, интегрированного в международные инвестиционные потоки;
- исследование и систематизация международного опыта развития инновационных финансовых структур, включая: развитие сегментов финансовых рынков, финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, направленное на повышение устойчивости и эффективности финансовой системы, снижение степени монополизма, разгосударствление и более активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний финансовый рынок Республики Беларусь; развитие интегрированных финансово-производственных структур (банковские и финансовые группы и холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.); создание конкурентных условий привлечения иностранных инвестиций в страну; развитие форм и способов участия отечественных инвесторов на международных финансовых рынках; создание финансовых структур, обеспечивающих промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности; развитие институтов долгосрочных накоплений (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды) и сберегательных схем.
Реализация всех вышеуказанных
мероприятий позволила бы привлечь
иностранные инвестиции в наиболее
высокотехнологичной форме, а также
обеспечить наиболее эффективное проникновение
белорусских субъектов
Поскольку самым уязвимым звеном в цепи институциональных предпосылок инфляционного таргетирования является неразвитость финансовых институтов и финансовых рынков, а также институтов и инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций, то представляется полезным проводить стажировки специалистов Национального банка по вопросам изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового рынка, интегрированного в международные инвестиционные потоки
При реализации политики инфляционного таргетирования в Республике Беларусь ценовая стабильность (сохранение покупательной способности национальной валюты) является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Для достижения этой цели Национальный банк должен использовать все доступные инструменты совместно с мерами экономической политики Правительства.
До 2011 г. Национальный банк реализовывал
стратегию денежно-кредитной
Основные проблемы при использовании данного режима возникли тогда, когда национальная экономика подверглась воздействию внутренних и внешних шоков. В первую очередь нужно выделить шок, связанный с изменением условий и цен импорта энергоносителей, а также внешнеторговый шок, обусловленный падением спроса на белорусскую продукцию в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса.
При этом нарастание несбалансированности экономики при отсутствии адекватных источников покрытия разрыва финансирования платежного баланса в условиях мягкой, стимулирующей экономический рост бюджетно-налоговой и монетарной политики не позволило Национальному банку обеспечить стабильность белорусского рубля. В конечном итоге ситуация потребовала переосмысления проводимой денежно-кредитной политики и выработки новых стратегических подходов к ее реализации в 2012 г. и в среднесрочной перспективе.
Проведенная в конце 2011 г. трансформация заключалась не только в изменении цели денежно-кредитной политики в сторону контроля инфляции и ценовой стабильности. Реализация монетарной политики, основанной на достижении цели по инфляции, – это достаточно новый для Беларуси и существенно более сложный подход к управлению денежно-кредитной сферой, нежели таргетирование обменного курса. Он потребовал коренного пересмотра курсовой политики в сторону перехода к режиму «управляемоe плаваниe». Процентная политика приобрела бoльшую значимость для достижения конечной цели по инфляции, а подходы к денежной эмиссии у Национального банка сегодня, наверное, одни из самых жестких [24, c. 4].
Говоря об инструментах, которые Национальному банку необходимо будет использовать для эффективного достижения поставленной цели, в первую очередь хотелось бы остановиться на курсовой политике. В 2013 г. Национальный банк продолжит проводить курсовую политику в режиме «управляемое плавание». При этом планируется, что постепенно будет уменьшаться его присутствие на валютном рынке, а интервенции будут осуществляться лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Среднесрочная динамика курса должна определяться фундаментальными факторами: производительностью труда, издержками производства и конкурентоспособностью экономики в целом.
Тактика такой курсовой политики достаточно успешно была апробирована в 2012 г. В частности, в начале года на валютном рынке складывалась ситуация, когда предложение иностранной валюты существенно превышало спрос на нее. Понимая, что причины этого явления связаны как с улучшением платежного баланса, так и с конъюнктурными факторами, Национальный банк реагировал на него частично укреплением курса рубля, а частично – покупкой излишков валюты в свои резервы. В обратной ситуации, когда возникали пики спроса на валюту, Национальный банк понижал обменный курс, частично сглаживая его своими интервенциями.