Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ экономической сущности инфляции и особенностей ее проявления в национальной экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и причины инфляции;
- охарактеризовать социально-экономические последствия инфляции;
- раскрыть сущность антиинфляционной политики государства
Введение 3
1. Инфляция как фактор нестабильности в рыночной экономике 5
1.1. Понятие и причины инфляции 5
1.2. Последствия инфляции 11
1.3. Антиинфляционная политика 17
2. Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь 22
2.1. Особенности и периодизация инфляционных процессов
в переходной экономике Республики Беларусь 22
2.2. Инфляция и антиинфляционные меры правительства
Республики Беларусь на современном этапе 25
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики
Республики Беларусь в целях контроля инфляционных процессов 33
Заключение 39
Список использованных источников 42
- компетентность органов денежно-кредитного регулирования;
- устойчивость национальной банковской системы;
- сбалансированность государственного бюджета;
- развитие в стране полноценного финансового рынка.
Итак, инфляция выступает как одно
из наиболее важных проявлений макроэкономического
неравновесия, как несоответствие между
совокупным спросом и совокупным
предложением. Она представляет собой
результат нарушения ранее
Взаимная дополняемость
Обычно позитивный потенциал умеренной инфляции быстро исчерпывается, а сама инфляция превращается в тормоз социально-экономического развития. Инфляция, особенно галопирующая, выступает как четко выраженный дестабилизатор экономических, социальных и политических отношений
В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить: совершенствование денежной политики; повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения; сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе; сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета; совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества.
Итак, антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
- долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
- сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
- при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
- для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
2. особенности инфляционных процессов
в экономике республики беларусь
2.1. Особенности и периодизация инфляционных процессов в переходной экономике Республики Беларусь
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.
Первый период (1991–1994). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (ИПЦ)
и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП),%*
Год |
ИПЦ к декабрю предыдущего года |
ИЦПП к декабрю предыдущего года |
1991 |
247,5 |
378,3 |
1992 |
1659,1 |
3374,4 |
1993 |
2096,6 |
2415,5 |
1994 |
2059,9 |
1966,7 |
1995 |
344,0 |
221,8 |
1996 |
139,3 |
131,4 |
1997 |
163,1 |
189,3 |
1998 |
281,7 |
300,1 |
1999 |
351,2 |
345,1 |
2000 |
207,5 |
268,0 |
2001 |
146,1 |
139,1 |
2002 |
134,8 |
142,7 |
2003 |
125,4 |
128,7 |
2004 |
114,4 |
118,8 |
2005 |
108,0 |
110,0 |
2006 |
106,6 |
109,0 |
2007 |
112,1 |
116,8 |
2008 |
113,3 |
116,4 |
*Источник [7]
Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США [8; c. 583].
Второй период (ноябрь 1994–1996). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. – до 39,3% (в 1994 г. – до 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.
Третий период (1997–1999). Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3% [8; c. 584].
Четвертый период (с 2000 года). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0% , в 2002 г. – 34,8%, в 2003 г. – 125,4%, в 2004 г. – 114,4%. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка [8; c. 586].
Таким образом, ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом не только соответствует признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.
Тем не менее в экономике сохранились мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень – 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры – 6–8%. Наибольшим в данном случае оказалось влияние роста цен на энергоносители – природный газ и нефть, импортируемые из Российской Федерации, а также на продовольствие на мировых рынках. Следует отметить, что резкий рост цен потребительского рынка произошел не только в Беларуси. В сопредельных с Беларусью странах уровень инфляции значительно возрос по сравнению с 2006 г. Наибольший рост потребительских цен отмечен в Латвии и Украине – 114,1 и 116,6% соответственно. Значительно превышен среднеевропейский уровень инфляции в Польше и Литве. Причем для всех этих стран был характерен резкий рост цен на продовольствие, которое традиционно составляет существенную долю потребительской корзинки именно в странах Восточной Европы [16; c. 8].
В дальнейшем в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции – интенсивное, с 14,4 до 6,6%, снижение уровня инфляции в период 2004–2006 гг., затем, в 2007–2008 гг., – резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно (рисунок 2.1) [20; c. 7].
Следует отметить, что в годы увеличения
уровня инфляции относительные темпы
роста цен на продовольственные
товары и потребительские услуги
для населения (особенно услуги жилищно-коммунального
хозяйства) существенно опережали
темпы роста цен
Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен
и его составляющих в 2004–2008 гг.*
*Источник [20; c. 7]
В 2007–2008 гг. инфляция достигла своих пиковых значений практически во всех странах мира вследствие быстрого роста цен на продовольствие и топливо. Особенно значительно потребительские цены повысились в странах с формирующимся рынком. Ускорение темпов инфляции объяснялось существенным весом продовольствия в потребительских корзинах, достаточно высокими темпами экономического роста и менее действенным по сравнению с развитыми странами контролем за инфляционными ожиданиями.
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства Республики Беларусь на современном этапе
Как уже было сказано выше, в период 2007-2010 гг. инфляция в Беларуси была выше, чем в странах Евросоюза, но сопоставима с показателями России, Казахстана и Украины, что характерно для стран с развивающейся экономикой (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика показателей инфляции*
Страна, объединение стран |
Инфляция по ИПЦ | ||||
| 2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Беларусь |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
ЕС-27 |
103,2 |
102,2 |
101,4 |
102,6 |
103,1 |
Страны Еврозоны(17) |
103,1 |
101,6 |
100,9 |
102,2 |
102,8 |
Германия |
103,1 |
101,1 |
100,8 |
101,9 |
102,3 |
Латвия |
114,0 |
110,4 |
98,6 |
102,4 |
103,9 |
Литва |
108,2 |
108,5 |
101,2 |
103,6 |
103,4 |
Польша |
104,2 |
103,3 |
103,8 |
102,9 |
104,6 |
РФ |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
106,1 |
Украина |
116,6 |
122,3 |
112,3 |
109,1 |
104,6 |
Казахстан |
118,8 |
109,5 |
106,2 |
107,8 |
107,4 |