Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:08, реферат
На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Участие в крупных и «прорывных» проектах
Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.
Введение
1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Заключение
Список литературы
На первом этапе реализации Стратегии основное внимание было уделено созданию инфраструктуре инновационной системы – созданию специализированных субъектов инновационной деятельности: национальных и технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных фондов, а не ее техническому наполнению. Формально в соответствии с принятыми нормативными документами технопарки могли бы помочь решить проблемы мелких разработчиков и производителей. Но, из-за недостаточной организации менеджмента, а также некоторых пробелов в законодательстве (по госзакупкам, по прозрачности проведения тендеров, в таможенном законодательстве) этого не происходит. При реализации инновационных проектов также с особой остротой возникает вопросы обеспечения инновационной системы высококвалифицированными кадрами, развития отечественной науки и вопросы совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности.
Все это привело к тому, что уже сейчас Правительством отмечается низкая эффективность освоения средств, выделенных на развитие национальных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2005 году в области инноваций было проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности на 10392 предприятиях республики. Из них только 352 хозяйствующих субъекта имели завершенные технологические инновации. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимает продукция подвергавшаяся усовершенствованию – 58,9%, продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям составила 36,7% и прочая инновационная продукция – 4,4%. Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий – 65,5%, иностранные инвестиции – 22,3%, республиканский бюджет – 8%, средства институтов развития – 4%, местный бюджет – 0,2%.
В Стратегии определено, что основные предложения по выбору отраслей для инвестирования должны вносить представители бизнеса. Но, в условиях глобализации рынков государство все же обязано взять на себя затраты по проведению маркетинговых исследований с целью определения инвестиционных ориентиров для бизнес-сообщества.
До сих пор несырьевой сектор страны развивался, в основном, за счет того, что реанимировались либо перепрофилировались производства, построенные еще в советском периоде. Теперь резервы исчерпаны и дальнейший рост возможен при реализации новых проектов, призванных последовательно менять качественную структуру экономики и экспорта.
IV. Кластерная программа также требует уточнений и соответствующих изменений.
В развитие кластерных идей перспективным представляется использование такого инструмента государственного стимулирования реального производства как создание индустриальных зон. После реализации проектов, планируется распространить опыт на все регионы, имеющие промышленный потенциал.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству к 2007 году в основном завершить процесс формирования перспективных кластеров.
Однако создание кластеров находится на начальном этапе. Правительство инициировало создание социально-предпринимательских корпораций (СПК) для ускорения их формирования.
СПК будет представлять собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами и выполнять роль генератора проектов, привлекающий инвестиции на их реализацию и осуществляющий продвижение имиджа экономического развития региона на рынки. В них будут сконцентрированы финансовые, технические и управленческие ресурсы для реализации проектов в регионе.
В проекте республиканского бюджета на 2007 год на капитализацию семи СПК предусматриваются ассигнования в сумме 14 млрд. тенге.
Сможет ли данная политика при несовершенстве Концепции СПК осуществить это – остается под вопросом.
V. Реализация политики расширения производства экпортоориентированной продукции также находится на подготовительном этапе. Только в 2006 году утвержден План проведения сфокусированных исследований по потребностям отечественного, регионального и глобального рынков для развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только сейчас прорабатывается проект «Развитие инноваций для повышения конкурентоспособности», направленный на повышение научно-технологических активов государства, развитие человеческих ресурсов.
Институтами развития для создания и развития производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, реализуется ряд проектов в регионах республики:
• строительство электролизного завода в г. Павлодаре по производству металлического алюминия;
• строительство второй очереди цинкового завода в г. Шымкенте Южно-Казахстанской области;
• строительство обогатительной фабрики по производству концентрата на месторождении Шалкия Кызылординской области;
•
развитие производства по выпуску узлов
и деталей для
• производство отдельных узлов и деталей для автомобилей «Камаз» на предприятиях АО «НК «Казахстан Инжиниринг», автомобильных узлов и агрегатов на базе ТОО «КАМАЗ – инжиниринг» АО «Национальной компании «Казахстан инжиниринг» в г. Кокшетау;
• организация производства кальцинированной соды на базе АО «Сары-Тас» в г. Каратау Жамбылской области;
• организация производства по выпуску сложных минеральных удобрений на ТОО «КазАзот» в г. Актау;
• организация сборки автомобилей представительского класса особой комплектации «President Edinion» на АО «АЗИЯАВТО» в г. Усть-Каменогорске;
• производство ламинированных ДСП в г. Ридерре Восточно-Казахстанской области (2006–2008 годы
•
организация переработки
• восстановление текстильного производства на ТОО «Нимекс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск;
• завод по производству нефтяных труб на АО «Нефтегазтруба» («Миттал Стилл Темиртау») в г. Актау;
•
организация производства листового
полированного стекла мощностью 180
тыс. тонн на ОАО «Гипростекло» Кызылординской
области.
2.3
Отрицательные результаты
в развитии индустриально
инновационной политики
Казахстана
Однако,
как видно из перечня, число экспортно-
При реализации Стратегии мало внимания уделено мероприятиям по продвижению казахстанских товаров на экспорт – их позиционированию, рекламе и упаковке, что снижает конкурентоспособность казахстанских товаров. Таким образом, в Казахстане отсутствует Национальная экспортная Программа, которая объединила бы все мероприятия, направленные на создание и продвижение на зарубежные рынки экспортно-ориентированной продукции.
VI. Развитие науки находится в удручающем состоянии. Проблемными вопросам инновационного развития являются низкие расходы на науку, слабая коммерциализация научных разработок, отсутствие достаточного государственного стимулирования. Несмотря на то, что за 2003–2005 годы внутренние затраты на исследования и разработки выросли в 2,2 раза, их доля в ВВП осталась почти на прежнем уровне (увеличилась только в 2005 году до 0,029% с 0,25% в 2004 году). Только сейчас началась разработка Государственной программы развития науки на 2007–2012 годы. В настоящее время выявлено значительное количество инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы. Однако все эти разработки, в основном, являются результатом исследований, разработанных в советские годы. Время на создание новых заделов в фундаментальной науке было упущено. Выбор только пяти приоритетных направлений программ фундаментальных исследований может стать в дальнейшем препятствием для развития других направлений фундаментальной науки в Казахстане.
VII. Меньше всего при реализации Стратегии было уделено внимания пункту по использованию инвестиционного и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Вопрос модернизации экономики на основе высокотехнологичного оборудования должен стать одним из ключевых в Стратегии.
VIII. В Стратегии не определены перспективы спроса на продукцию отраслей промышленности на внутреннем рынке, что негативно повлияло на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
IX. В структуре инвестиций наблюдается тенденция опережающих темпов увеличения доли инвестиций в сфере услуг: финансовой деятельности, операций с недвижимостью, арендой, государственном управлении и снижения доли инвестиций в промышленность. Это противоречит основным целям Стратегии и снижает возможность экономики Казахстана достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличивает риск дефолта финансовой системы.
3. Перспективы развития
индустриальной инновационной
политики Казахстана
3.1
Совершенствование
развития индустриальной
инновационной политики
в Казахстане
В Казахстане в 2006 году реализуется второй этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Этот этап предусматривает активизацию научно-промышленной отрасли и более эффективного использования научного потенциала, внедрения новых технологий.
Для
изменения ситуации настало время
масштабных действий в обрабатывающей
промышленности в пользу продукции
средневысокой и высокой
Успешное экономическое развитие большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.
Быстрый рост производства в ряде новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии произошел прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.
В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста эффективности производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно, правильно определив «полюса роста».
Опираясь на зарубежный опыт и, прежде всего, на опыт Японии и Южной Кореи, в содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов:
I. Определение приоритетных отраслей, которые могут стать базовыми сегодня и в будущем.
Существует 6 критериев, которым должна соответствовать приоритетная отрасль:
1. Продукция предприятий приоритетной отрасли должна продемонстрировать возможности для быстрого наращивания экспорта, базируясь на сравнительных преимуществах национальной экономики.
2.
При оценке экспортного
3.
Необходимо определить
4.
Развитие отрасли должно
5.
Минимизация зависимости от
6. Минимизация несоответствий и дисбалансов торговли. Чтобы напрямую конкурировать с высокоразвитыми странами, необходимо, чтобы развитие приоритетной отрасли было смягчено в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке. Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также должна стать приоритетной.
II. Разработка и реализация индустриальной политики.
Основными инструментами реализации индустриальной политики в Японии и Южной Корее являлись: финансовые субсидии, налоговые льготы, льготы по импорту определенных товаров, различного рода монопольные права; экономическое планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством крупного бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в Южной Корее во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии.