Индустриально инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Участие в крупных и «прорывных» проектах
Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Индустриальная инновационная политика РК.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Теоретические  аспекты индустриальной инновационной политики

1.1 Сущность  и принципы государственной инновационной  политики

1.2 Формирование государственной инновационной политики

1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

2. Анализ  развития индустриальной инновационной  политики Казахстана

2.1 Реализация  задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы

2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

2.3 Отрицательные  результаты в развитии индустриально  инновационной политики Казахстана

3. Перспективы  развития индустриальной инновационной политики Казахстана

3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане

Заключение

Список  литературы 
 

 

      Введение 

     На  протяжении последних десяти лет  Правительство Республики Казахстан  занималось укреплением финансового  сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.

     Участие в крупных и «прорывных» проектах

     Наши  экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской  экономике.

     Теперь  у нас есть силы превратить Казахстан  в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.

     Во-первых. Правительство должно создать систему  информирования наших компаний о  перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для  участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.

     Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных «прорывных» проектов.

     В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать  товарно-сырьевые рынки в регионе  на базе современных технологий международной  торговли, например, зерновую биржу.

     Поручаю Правительству, всем соответствующим  органам и институтам, в том  числе, госхолдингам, создать благоприятные  условия для преобразования Казахстана в региональный «центр по обеспечению  товарами и услугами», но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных региональных экономических проектах.

     Стратегия Казахстан 2030

     Сегодня перед Правительством стоит очередная  задача – разработать грамотную  индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве.

     В основные задачи Правительства при  разработке индустриальной программы  входит: определение перспективных  перерабатывающих производств, повышение качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в мировое постиндустриальное общество.

     Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов. 

 

      1. Теоретические  аспекты индустриальной инновационной политики 

     1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики 

     Государственная инновационная политика1 представляется в разрабатываемых правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.

     Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

        • признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
  • обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  • концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  • создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  • создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  • активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;
  • укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

     Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

     Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

  • четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
  • органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  • информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
  • инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
 
      
    1. Формирование  государственной  инновационной политики
 

     «Переход РК к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных»2. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.

     Политика, формируемая Министерством образования  и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

     Управление  программой осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим  направлениям сформированы приоритеты:

  • наноиндустрия и перспективные материалы;
  • энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
  • технологии живых систем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • экология и рациональное природопользование;
  • безопасность и противодействие терроризму.

     В новой редакции программы следует  отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

     Первый  блок – генерация  знаний

     В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

     Второй  блок – разработка технологий

     Этот  блок ориентирован на поддержку и  развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока  около 120 опытно–конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

     Третий  блок программы – коммерциализация технологий

     В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РК.

     Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).

     КФТР – внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов. 

     1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 

     В реализации Стратегии3 индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

     На  первом этапе, в 2003–2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

     Второй  этап, 2006–2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

Информация о работе Индустриально инновационная политика