Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат
В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от директивности, командно-распределительных функций в пользу индикативности, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью.
Введение 3-4
1. Индикативное планирование: понятие, сущность и функции 4-7
2. Фомы индикативного планирования, их характеристика и эволюция форм 7-11
3. Опыт российских регионов по использованию инструментов 11-14
индикативного планирования.
4. Роль индикативного планирования в современной экономике 15-19
(пять компетенций национального индикативного плана).
Заключение 19-20
Список использованной литературы 21
Некогда СССР был мировым
Существует, как минимум, пять компетенций государственной власти, где применение индикативного планирования давно назрело, где усилия правительства, федеральных ведомств, регионов, госкомпаний, госкорпораций и частного бизнеса нуждаются в жесткой увязке и ответственной координации. [11, с.7].
Первая. Экономисты Джозеф Стиглиц и Амартия Сен показали, что сам по себе разогнанный кредитным мультипликатором рост производства и потребления товаров и услуг становится бессмысленным для миллионов людей, когда они теряют работу и остаются один на один с банком-кредитором. Рост сам по себе не может считаться гарантией стабильности экономики. Гораздо важнее такие индикативные показатели, как качество жизни граждан, качество государственного и муниципального управления, качество государственных и рыночных институтов. Счетная палата Российской Федерации, например, увеличивает в своих проверках долю качественных оценок, включая анализ мнений граждан как конечного потребителя государственных услуг. Химера роста сыграла с экономиками Запада и России дурную шутку. Какой толк от роста, когда его золотые плоды год за годом пожинают, если брать нашу страну, не более 15 - 20 процентов экономически активного населения? Если при этом его цена - бесконтрольное увеличение внешнего корпоративного долга на фоне очередного скачка мировых цен на нефть? Ведь за периодом такого экспортно-долгового роста неотвратимо последует обвальное падение, которое затронет уже не 15-20, а 80 процентов населения.
Таким образом, первой базовой компетенцией национального индикативного планирования и прогнозирования является правильный выбор приоритетов развития. Нам стократ важнее приберечь ресурсы для институциональных реформ и технологического переустройства экономики, чем просто брать в долг под нефть и газ и безудержно потреблять, теряя шансы на модернизацию.
Вторая. Государство не обладает
современными технологиями
При этом фискальное давление
на средний бизнес и на
Третья. Мы до сих пор даже
не попытались построить
Четвертая. Россия - страна структурных и межрегиональных диспропорций. Машиностроение, приборостроение, электроника, IT и другие высокотехнологичные отрасли формируют у нас не более 6-7% ВВП. Руины и работающие остатки советской промышленности, с ее моногородами и разорительными экономическими расстояниями, неспособностью производить инновационную продукцию и вообще продукцию с высокой долей добавленной стоимости, давно пора подвергнуть тщательной инвентаризации. Выделить, в том числе в госсекторе, жизнеспособные технологические и маркетинговые цепочки. Предложить инвесторам оставшиеся от умерших заводов общеинженерные площадки, перспективные с точки зрения организации импортозамещающих и инновационных производств, а также пригодные для индустриального освоения приинфраструктурные территории. Государство должно разработать ответственную структурную политику, планомерно помогая бизнесу «упаковывать» доставшиеся ему в ходе приватизации активы в конкурентоспособные монопрофильные корпоративные структуры, открытые для инвестиций и заинтересованные в инновациях.
Плановые инструменты
Пятая. Заявив курс на
Заключение
Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, которые оптимизируют экономическое развитие страны.
Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь.
Эффективная
деятельность государства в этой
области может быть обеспечена лишь
при условии формирования единой,
комплексной системы
Список
использованной литературы
1. Безруков, В. Организация государственного планирования и регулирования экономики /В.Безруков // Плановое хозяйство. – 1990. – № 3. – С. 69–76
2. Дудкин В. Индикативное планирование – механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой /В.Дудкин, Ю.Петров //Российский экономический журнал. – 1998. - № 6. – С. 38–58.:
3. Евграшин, А. Из практики французского индикативной) планирования /А.Евграшин //Российский экономический журнал. – 1998. – № 2. – С. 84–87.
4. Иванов, Е. Индикативное планирование развития экономики /Е.Иванов //Экономист. – 1993. – № 9. – С. 3–9.
5. (Индикативное планирование: теория и пути совершенствования/ Монография. СПб: Знание, 2000. С. 51-54.)
6. Калмыков, Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) /Ю.Калмыков //Плановое хозяйство. – 1990. – № 9. – С. 102–108
7. Фисенко С. В. Формы и виды индикативного планирования в мировой практике [Текст] / С. В. Фисенко // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: РИОР, 2011. — С. 113-115
8. Xлынов, В. Общегосударственное планирование рыночной экономики /В.Хлынов // Экономист. – 1994. – № 4. – С. 89–94.;
9. Цзиньвэнь Ли Роль государственного регулирования в экономике Китая / Ли Цзиньвэнь // Вопросы экономики. – 1997. – № 7. – С. 156–159
10. Шумейко, В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса /В.Шумейко // Российский экономический журнал. — 1995. — № 10. — С. 3–12.
11. «Экономическая теория: анализ, практика», №3, 2010, с.4-10.
12.
http://www.ach.gov.ru/ru/
13.
http://strategy.newparadigm.