Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от директивности, командно-распределительных функций в пользу индикативности, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью.

Содержание

Введение 3-4
1. Индикативное планирование: понятие, сущность и функции 4-7
2. Фомы индикативного планирования, их характеристика и эволюция форм 7-11
3. Опыт российских регионов по использованию инструментов 11-14
индикативного планирования.
4. Роль индикативного планирования в современной экономике 15-19
(пять компетенций национального индикативного плана).
Заключение 19-20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

контр_работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Cыктывкарский государственный  университет

Финансово-экономический  факультет

(Заочное  отделение)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по Прогнозированию и планированию

наименование  дисциплины 
 
 
 

Студентки гр. 4230а специальности   финансовый менеджмент 

Астаховой Светланы Валерьевны 
 

Преподаватель Фролова Л.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011

 

Содержание

Введение            3-4

1. Индикативное  планирование: понятие, сущность и функции               4-7

2. Фомы индикативного планирования, их характеристика и эволюция форм  7-11

3. Опыт российских регионов по использованию инструментов    11-14

 индикативного  планирования.

4. Роль индикативного планирования в современной экономике   15-19

(пять компетенций национального индикативного плана).

Заключение            19-20

Список  использованной литературы             21  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В качестве одного из эффективных средств  государственного регулирования в  ведущих мировых странах в послевоенный период стало  индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от директивности, командно-распределительных функций в пользу индикативности, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью. Планирование  должно осуществляться не вопреки рыночным сигналам и стимулам, а на их основе, предвосхищая, и по возможности корректируя в лучшую сторону будущую траекторию социально-экономического развития, выполнять функцию общегосударственного маркетинга, информируя хозяйствующие субъекты относительно емкости рынка, потенциала спроса и т.д.  Такой подход будет способствовать формированию единого вектора развития всех активных сил, расположенных на данной территории, развитию гражданского общества, формированию человека нового типа – гражданина с определенной организационной культурой и правосознанием, который может не только влиять на власть, но и участвовать в управлении.

     Индикативное  планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Оно могло бы заинтересовать частный сектор. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей. Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, различные формы целевого кредита и т.д. В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей – стадия формирования потребностей и потребления. Индикативное планирование широко применяется во Франции, Японии, Китае. 

1. Индикативное планирование: понятие, сущность и функции 

     В настоящий момент в научной литературе существует несколько подходов к определению понятия «индикативное планирование» [2, c. 47-48].

      1) индикативное планирование —  это государственное планирование  при сохранении самостоятельности  предприятий [4, c.3; 10, c. 12] . Данное определение опирается на опыт Китая [9, c. 156].

      2) индикативное планирование  —  это информационное ориентирование  частных предприятий и стимулирование  их к выполнению задач, формулируемых  государством. Такой подход широкое  распространение получил в Японии  [8, c.90].

      3) индикативный план содержит  обязательные задания для государственных предприятий в форме государственного заказа, лимитов и т.д., а частные предприятия вынуждены подстраиваться  под действия государства [1, c. 72].

      4) индикативный план — это  механизм  равноправного взаимодействия  государственных институтов и  хозяйствующих субъектов. Такой вид планирования был характерен для французской практики [6, c. 102; 3, c. 84].

     До  сих пор хотя и не существует общепризнанного  определения понятия индикативного  планирования, но в тоже время есть богатый практический опыт разработки индикативных планов, накопленный в ведущих зарубежных странах.

     После распада и демонтажа экономик социалистического типа, роль института  планирования в экономической жизни  соответствующих государств всё  более ослаблялась. Это стало непосредственным следствием проведения официальной политики экономической либерализации, включающей приватизацию государственной собственности и реструктивную денежно-кредитную политику. Альтернативных процедур согласования государства и хозяйственных субъектов, адекватных рыночному хозяйству, создано не было. Между тем в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это, прежде всего, контрактная система и индикативное планирование.

     Индикативное  планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:

     а) макропланирования, представленного  в прогнозах, бюджетных планах и  макропрограммах, разрабатываемых  и осуществляемых государством;

     б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и  программах региональных и местных  властей;

     в) микропланирования, реализуемого в  планах предприятий;

     г) мезопланирования, т. е. планирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов и т. п., исходящего прежде всего от "метакорпораций" - межотраслевых, межрегиональных и международных финансово-промышленных групп.

     Индикативное  планирование - институт, относящийся  и к сфере государственно-правовых отношений, хозяйственных субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не "развёртываются" по "исполнителям", которые участвуют в их реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

     С определённой долей условности можно  выделить следующие подходы к  определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.

     Первый: индикативное планирование - это макропланирование  при самостоятельности предприятий. Так "макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании  частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому планирование в Китае носит "не директивный, а индикативный характер". Подобное понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного планирования в условиях полного хозрасчёта в "позднем" СССР, а также к следующей современной интерпретации:

     "Индикативное  планирование - это процесс формирования  системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров" .

     Второй  подход к ИП - ориентирование частных  предприятий на выполнение задач, формируемых  государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

     Третий  подход к ИП - индикативный план сдержит  обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства. В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.

     Координирующая  функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования. Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйственных единиц конституирует индикативное планирование. Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлечённость в плановой процесс предприятий и объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации. Индикативное планирование выступает одновременно и институтом госрегулирования экономики, и институтом его саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы. Индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. 

2. Формы индикативного  планирования, их  характеристика и эволюция форм 

      Индикативное  планирование получило особо активное распространение сразу после  второй мировой войны и прошло в своем развитии через различные  формы. В литературе выделяют три  формы ИП, отличающиеся по времени  появления и степени зрелости механизмов планирования – конъюнктурная, структурная и стратегическая. [5, с. 52]. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная форма. Под термином "конъюнктура" здесь подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Основная функция данной формы планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечении относительно сбалансированного развития экономики путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.

      Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. вызвала  необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов.

      Примерами могут служить «Десятилетний  план удвоения национального дохода «на 1961–1970 гг. в Японии, план под  названием «Выбор путей экономического роста» на 1976–1985 гг. в Канаде, Прогноз Министерства труда на 1986–1995 гг. в США. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический консультативный совет.

      Более развернутой и совершенной формой индикативного планирования является структурная форма, которая предусматривает  распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. Акцент делается на обеспечение реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, путем контрактных отношений и др.

      Структурная форма индикативного планирования возникает тогда, когда в рамках селективной структурной политики внимание обращается на территориальный разрез индикативных планов, и для влияния на эти параметры используются механизмы льготных кредитов, налоговых льгот и другие меры государственной поддержки в отношениях с региональными органами управления и частными предприятиями.

Информация о работе Индикативное планирование