Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, реферат
В качестве одного из эффективных средств государственного регулирования в ведущих мировых странах в послевоенный период стало индикативное планирование, характерная черта которого состоит в отказе от директивности, командно-распределительных функций в пользу индикативности, установления партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования и общественностью.
Введение 3-4
1. Индикативное планирование: понятие, сущность и функции 4-7
2. Фомы индикативного планирования, их характеристика и эволюция форм 7-11
3. Опыт российских регионов по использованию инструментов 11-14
индикативного планирования.
4. Роль индикативного планирования в современной экономике 15-19
(пять компетенций национального индикативного плана).
Заключение 19-20
Список использованной литературы 21
Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960–1970 гг. Эта тенденция сохранялась в последующих планах.
Целенаправленные структурные изменения, включая развитие наукоемких отраслей и территориальное размещение производства, оставались главным направлением государственной экономической политики Японии четверть века. После либерализации в начале 80-х годов финансовой системы Япония не отказалась от проведения активной структурной долгосрочной политики. В действующем «Четвертом комплексном плане национального развития», рассчитанном на период до конца XX столетия, как и в трех предыдущих планах, сформулированы основные цели развития всех областей жизни страны.
Главная цель японского планирования состоит в том, чтобы исходя из существующих проблем страны и необходимости обеспечения ее безопасности добиться многополярности использования ее специфических возможностей. Достижение этой цели предполагает ликвидацию чрезмерной концентрации населения, хозяйства, административных функций государства в основных районах страны, многополярность развития территории в целях углубления связей между отдельными районами, взаимодействия в международном масштабе.
Эволюция
к структурной форме
Стратегическая
форма индикативного
Во Франции идея стратегического планирования, суть которой – выбор главных приоритетов развития национальной экономики, впервые получила воплощение в десятом индикативном плане на 1989–1992 гг. В этом плане было установлено шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Каждое из направлений получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой финансирования.
Американские власти определяют индикативное стратегическое планирование как «поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей».
В 80–90-х годах масштабы структурного индикативного планирования в развитых странах стали быстро сокращаться. Это было обусловлено недостаточной гибкостью сложившейся формы структурного планирования. Кроме того, структурное планирование в известной мере способствовало развитию лоббирования интересов старых сокращающихся отраслей и неэффективно работающих государственных предприятий.
Финансовые
кризисы второй половины 90-х годов
показали, что усиление роли рыночных
механизмов по мере интернационализации
рынков увеличивает проблемы национальных
кредитно-финансовых систем. В связи
с этим усиливается необходимость
координации действий хозяйствующих
субъектов не только на национальном,
но и на международном уровне. Поэтому
многие экономисты прогнозируют усиление
роли планирования экономики развитых
стран в ближайшей перспективе.
Характеристика форм индикативного планирования [7, с. 114].
Форма | Конъюнктурная | Структурная | Стратегическая |
Характеристика | антициклические меры, эффективное использование производственных ресурсов, социально направленная политика, усиленное влияние бюджета | прогрессивная структура экономики, необходимость проведения целенаправленных структурных изменений | определение главных
приоритетов, определение роли государства
в их выполнении, фундаментальные
исследования, инновационные разработки,
территориальное и |
Меры, характерные для данной формы | краткосрочные меры денежно-кредитной политики | налоговые льготы, преференции, иные меры, направления изменения структуры экспорта и импорта | институциональная политика (развитие правовой среды, инвестиционного климата, экономических свобод, т.е. роль государства сводится к формированию благоприятной экономической среды |
Документы индикативного планирования | бюджетные планы и программы, «короткие» портфельные инвестиции, годовые бизнес-планы | инвестиционное регулирование, методы налоговой, амортизационной и тарифной политики, среднесрочные прогнозы и программы, планирование жизненного цикла продукта фирмы | долгосрочные прогнозы, приоритеты в рамках национального плана, масштабные инвестиционные проекты |
Эволюция
форм индикативного планирования от
«конъюнктурной» к «структурной», а затем
к «стратегической» в развитых странах
заняла несколько десятилетий. В Российской
Федерации пока используются отдельные
элементы, обычно входящие в конъюнктурную,
структурную и стратегическую формы планирования.
Термин «индикативное планирование» в
законодательстве пока не используется.
Прогнозирование и планирование в различных
сферах деятельности государства и государственного
регулирования пока не объединены в общую
систему.
3.
Опыт российских
регионов по использованию
инструментов индикативного
планирования
В Российской Федерации вопрос необходимости формирования системы индикативного планирования стал обсуждаться с середины 90 годов прошлого века. В апреле 1997 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом экономики Российской Академии Наук была организована представительная конференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики». В рекомендациях конференции предлагалось:
– сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики, органично связанных с долгосрочной социально-экономической стратегией и направленных на ее реализацию;
– законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок их разработки;
– подготовить специальный Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».
В сентябре 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный Закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», внесенный депутатами Глазьевым С. Ю. и Пузановским А. Г. Данным документом предлагалось разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития, которые утверждаются Федеральным Законом. В соответствии с этим законом субъекты РФ должны разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития регионов в соответствии с методическим рекомендациям разработке индикативных планов социально-экономического развития в РФ, утвержденными Правительством РФ. Документ был принят Государственной Думой во втором и третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако в апреле 2001 года был отклонен Президентом Российской Федерации по причине противоречия законодательству РФ. Несмотря на то, что на уровне Российской Федерации Закон об индикативном планировании не был принят, элементы индикативного планирования применяются во многих субъектах РФ. Причем можно выделить две основные формы индикативного планирования в субъектах РФ.
В ряде регионов (Самарская область, Республика Мордовия, Красноярский край и т. д.) индикативные планы в виде цельных документов не формируются, а используются отдельные элементы индикативного планирования социально-экономического развития. Например, в Республике Мордовия предоставляются налоговые льготы, субсидии организациям, осуществляющим реализацию продукции с ростом к предыдущему году в сопоставимых ценах, а также организациям, работающим в приоритетных для Республики направлениях. Таким образом, реализуется механизм косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Предоставление финансовой помощи из Республиканского бюджета муниципальным образованиям осуществляется пропорционально проценту выполнения ими основных показателей социально-экономического развития. В Красноярском крае в 2000−2002 годах использовались такие элементы индикативного планирования регионального развития как краевые целевые программы, консолидированные в ежегодные прогнозы социально-экономического развития края и краевые бюджеты на соответствующие годы.
В качестве примера индикативного планирования в Самарской области может служить «Макет индикативного плана развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельского района Самарской области», разработанный областным департаментом экономического развития и инвестиций. В документе представлены фактические и ожидаемые показатели развития сельского хозяйства, индикаторы состояния местных бюджетов, социально-трудовой сферы и в целом инфраструктуры территории, а также формы государственного стимулирования достижения пороговых значений индикаторов развития агропромышленного комплекса сельского района Самарской области.
В других регионах (Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Бурятия, Краснодарский край) формируется индикативный план в виде цельного, логически структурированного документа, отражающего стратегию развития региона на планируемый период. Наиболее примечателен в этом смысле опыт Республики Татарстан. Еще в 1994 году были подготовлены предложения по разработке и поэтапному внедрению в Республике системы индикативного управления. Начиная с января 2000 года, система индикативного планирования была введена практически в полном объеме. В мае 2000 года Кабинетом Министров утвержден регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан.
Принятая в Республике Татарстан система индикативного планирования,
нацелена на формирование устойчивой траектории роста и реализацию эффективных управленческих технологий в области промышленной политики, управления финансами, социальной сферы, развития рыночной инфраструктуры и институциональной среды.
Индикативное планирование в Татарстане реализуется на основе разработки Республиканских программ на один и три года. В составе этих программ устанавливаются пороговые значения индикаторов социально-экономического развития на следующих уровнях: Республика, отрасль, муниципальное образование и хозяйствующий субъект. С целью достижения пороговых значений индикаторов формируется государственный заказ на управление в разрезе функций управления, соглашения и контракты с хозяйствующими субъектами и соглашения с администрациями муниципальных образований. Цель формирования заказа на управления является закрепление за министерствами и ведомствами Республики центров ответственности за выполнение функций. В состав заказа на управления включаются пороговые значения индикаторов, за достижение которых ответственны соответствующие управления и ведомства. С использованием пороговых значений индикаторов министерства и ведомства, а также администрации городов и районов заключают с подведомственными государственными предприятиями контракты, с подведомственными предприятиями негосударственной формы собственности соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, главы администраций городов, районов заключают соглашения о взаимных обязательствах, целью которых является установление на планируемый период пороговых значений индикаторов оценки социально-экономического положения города, района.
В
результате введения в Татарстане системы
индикативного планирования за 2000 год
количество безубыточных промышленных
предприятий увеличилось на 6 процентов
и составило 64 процента, а число районов-доноров
возросло с 11 до 14. Средняя заработная
плата выросла более чем на 50 процентов.
Опыт Татарстана по формированию системы
индикативного планирования был использован
в Республике Бурятия, где к настоящему
времени сформирована похожая система
индикативного планировании.
4.
Роль индикативного
планирования в
современной экономике
(пять компетенций
национального индикативного
плана).
Стране
остро необходимы эффективные национальные
институты планирования и прогнозирования.
Это весомый залог окончательного выхода
нашей экономики из рецессии и успешного
старта ее технологической модернизации.
Не говоря уже о том, что из-за отсутствия
таких институтов государство ежегодно
распыляет сотни миллиардов рублей, а
экономика, соответственно, теряет несколько
драгоценных пунктов роста.