Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:34, доклад
Отраслевая структура национальной экономики — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства.
Телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи.
Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
6. Комплекс социально-культурных отраслей
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, спорта, социального обслуживания и др.
Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси, его доля в структуре валового внутреннего продукта 10,0 %. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны 20,4 %.
Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.
В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения — 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения. Беларусь но индексу уровня образования (2003 г. — 0,950) удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина — 0,920, Узбекистан — 0,910).
Дошкольное образование являетс
Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства.
Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс и др.
Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.
К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, центры профессионального образования, профессиональные лицеи, а также высшие профессиональные училища, профессионально-технические колледжи.
Среднее специальное образование обеспе
В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:
техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования; колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим; высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени; высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи, которые дают возможность получать среднее специальное образование по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.
Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации. К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся: классический университет, профильный университет (академия),
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях Беларуси включает сегодня свыше 200 специальностей и свыше 1000 специализаций, что позволяет обеспечивать национальную экономику специалистами практически по всем направлениям.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.
По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51 месте по общим достижениям систем здравоохранения среди 191 государства. Это относительно высокое место в сравнении со странами, близкими по уровню социально-экономического развития.
В сфере здравоохранения остаются нерешенными такие проблемы, как экстенсивность развития отрасли, низкий уровень финансирования и значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в региональном аспекте, между городской и сельской местностью. Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким износом основных фондов.
Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим структурным подразделениям:
лечебно-профилактическая помощь;
охрана здоровья матери и ребенка;
лекарственное обеспечение населения;
санитарно-эпидемиологическая служба;
медицинская экспертиза;
медицинская наука и образование.
-Лечебно-профилактическая помощь (медицинская помощь) представляет комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование.
В Беларуси функционируют 1918 амбулаторно-поликлинических учреждений.
Эффективность медицинской помощи обусловлена проведением диспансеризации — активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения (здоровых и больных), постановку определенных контингентов на учет.
-Охрана здоровья матери и ребенка — это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану их здоровья.
Подсистема охраны здоровья матери
и ребенка в Беларуси включает
20 самостоятельных родильных
-Санитарно-эпидемиологическая служба сформировалась как специализированная система государственных учреждений здравоохранения. Осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья населения.
Деятельность санитарно-
-Обеспечение населения
лекарственными средствами и
медицинскими товарами производ
Обеспечением населения и
Физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм — новая отрасль национальной экономики.
Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей.
Физическая культура как социальный
институт включает следующие формы:
базовую, спортивную, профессионально-прикладную,
оздоровительно-
Базовая физическая культура входит
в систему образования и
Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. В отличие от спорта в нее включаются только те спортивные виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью и направлены на физическое совершенствование человека.
Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств и устойчивости к вредным факторам труда.
Оздоровительно-
Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг, туристические походы, путешествия и др.
Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
В системе Министерства спорта и туризма работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн человек, или 10 % населения страны.
На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
Культура и искусство. К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
В подотрасль «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.
Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений.
В Республике Беларусь библиотеки делятся на государственные и частные.
Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.