Хозяйственные комплексы национальной экономической системы: уровни развития и ключевые проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:34, доклад

Описание работы

Отраслевая структура национальной экономики — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства.

Работа содержит 1 файл

Хозяйственные комплексы национальной экономической системы.docx

— 102.23 Кб (Скачать)

Крупнейшее предприятие отрасли  — РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), Впервые в отечественной практике здесь освоена энергосберегающая технология производства цемента («сухой» способ).

Предприятие «Кричевцементношифер» (г. Кричев) объединяет цементный завод (введен в эксплуатацию в 1933 г., восстановлен в 1949 г.) и завод асбоцементных изделий по выпуску волнистого кровельного шифера.

Среди других подотраслей промышленности строительных материалов следует отметить производство сборных железобетонных конструкций и изделий, которое получило развитие в крупнейших городах и промышленных центрах Беларуси.

Мощности по производству строительного кирпича используются только на одну треть. Наиболее крупное производство создано в Минске (завод стройматериалов и комбинат силикатных изделий), Витебске (ОАО «Керамика»), Могилеве (комбинат силикатных изделий), Бресте и Гродно (комбинаты стройматериалов), Минской области (Молодечненский и Любанский комбинаты, Радошковичский керамический завод), Витебской области (керамический завод в г.п. Оболь), Брестской области (Горынский комбинат стройматериалов).

Известковые и гипсовые материалы выпускают Гродненский и расширяется производство стеновых изделий из ячеистого силикатного бетона (армированные панели, панели перекрытий и покрытий).

Значительное развитие получило производство облицовочных материалов — облицовочного кирпича и облицовочных керамических плиток (Речица, Орша, Брест). Следует отметить рост производства разнообразной продукции (плитки керамической для внутренней облицовки, полов, фасадной и других изделий) на ОАО «Керамин» в Минске, технический уровень и качество которой соответствует европейским стандартам.

Производство кровельных материалов сосредоточено в ОАО «Кровля» (г. Осиповичи). Минский завод гипса и гипсовых строительных деталей, ОАО «Доломит» (на базе месторождения Руба Витебского района).

Из других предприятий промышленности строительных материалов следует отметить ПО «Гранит» (г.п. Микашевичи), которое отличается масштабами производства гранитного щебня, блоков, облицовочных плит из природного камня, осваивается новая продукция — щебень кубовидной формы. Велика роль в отрасли Молодечненского завода легких металлоконструкций, который выпускает комплекты легких металлоконструкций для строительства гражданских и производственных зданий.

С промышленностью строительных материалов тесно связана стекольная и фарфоро-фаянсовая. Отрасль объединяет 50 предприятий и производств, из которых 18 находятся на самостоятельном балансе. Специализируется на производстве строительного и технического стекла, стеклотары, фарфоровой посуды и художественных изделий из стекла и хрусталя, художественно-бытового фарфора и фаянса, других изделий.

Производство строительного стекла сосредоточено в ООО «Гомельстекло» и на Гродненском стеклозаводе.

Высокохудожественные хрустальные  изделия выпускают на РУП «Стеклозавод "Неман"» (г.п. Березовка) и Борисовском хрустальном заводе; другие виды стеклянных изделий — в Гродно, Елизово и др. Фарфоро-фаянсовые заводы действуют в Минске и Добруше, в 2003 г. ими произведено 22 млн штук фарфоро-фаянсовой посуды.

Производство оборудования и оснастки для выпуска строительных материалов сосредоточено на Могилевском заводе «Стром-машина», Гомельском «Стромавтолиния», Минском ПО «Стром-маш», Дзержинском опытно-механическом заводе, Оршанском заводе «Металлист» и других предприятиях.

 

5. Транспорт и связь

 

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт. Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Транспорт выступает в качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне.

Транспортный комплекс Республики Беларусь — совокупность различных видов транспорта, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Разработку приоритетных направлений  развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта проводит Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации — Государственный комитет по авиации Республики Беларусь, городским транспортом — местная исполнительная власть.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др.

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Создание дополнительного числа  пограничных переходов, таможенных структур, формирование каждым государством СНГ собственной тарифной политики повлекло за собой существенное увеличение расходов на перевозку грузов, замедление процессов транспортировки, усложнило реализацию продукции, нарушило торгово-экономические связи. В результате доля транспортной составляющей в цене товара резко повысилась, что в определенной мере повлияло на снижение объемов производства и перевозок.

Перевозки пассажиров и пассажирооборот также сократились, но в гораздо меньших масштабах. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таксомоторного транспорта, воздушного, междугородного и пригородного автобусного. Возросла роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении.

При анализе перевозки грузов и пассажиров весьма важна оценка состояния материально-технической базы транспорта. Основными натуральными измерителями, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, служат показатели наличного подвижного состава и обеспеченности территории страны путями сообщения (эксплуатационная длина путей сообщения, плотность путей сообщения). Материально-техническая база транспортного комплекса требует к себе особого внимания, так как от ее состояния зависит надежность и безопасность перевозки грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт. Это вид  транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. Железнодорожный транспорт имеет и другие достоинства: это транспорт, бесперебойно работающий круглый год, в любых природных условиях, не зависящий от капризов погоды; он имеет потенциально высокую скорость движения (хотя сегодня средняя скорость по железным дорогам невелика — грузового поезда около 40 км/ч).

Беларусь имеет довольно высокую  плотность железных дорог (26,7 км/1000 км2 территории), что позволяет обеспечить эффективность экономики страны.

Значительный удельный вес в  структуре перевозок грузов железнодорожным  транспортом занимает транзит (36 %), который является важнейшим источником доходов и валютных поступлений.

Приоритетным направлением в развитии железнодорожного транспорта является модернизация технического комплекса.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт  перевозит 47,7 % всех грузов, главным  образом на короткие и средние  расстояния. Его удельный вес в  грузообороте относительно невелик  из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8 %, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте. Грузовые перевозки автомобильного транспорта на большие расстояния значительно дороже железнодорожных, однако автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других видов транспорта.

В системе автомобильных дорог  и автобусного обслуживания пассажиров функционирует 35 автовокзалов (наиболее крупные в Минске, Бобруйске, Барановичах, Молодечно, Могилеве, Новополоцке и др.) и более 140 автостанций. На сети магистральных автомобильных дорог общего пользования расположено 116 гостиниц, 325 автозаправочных станций, 98 станций технического обслуживания, 560 пунктов питания.

Современное состояние автомобильных  дорог не обеспечивает увеличения скоростей доставки грузов, комфортности перевозки пассажиров. Более одной трети дорог общего пользования требует ремонта, половина республиканских дорог эксплуатируется с прошедшими межремонтными сроками.

Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны, его удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктура оказались невостребованными (аналогичная тенденция наблюдается во многих европейских странах, имеющих более крупные водные пути).

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для  него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В настоящее время белорусскими авиакомпаниями осуществляется регулярное воздушное сообщение с шестью государствами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Украиной) и с 15 странами вне СНГ (Англией, Австралией, Германией, Египтом, Израилем, Ирландией, Италией, Кипром, Польшей, Турцией, Францией и др.). Через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95 % полетов на воздушном пространстве страны выполняются транзитом и примерно 5 % с посадкой в Национальном аэропорту Минск).

Нынешний парк воздушных судов  по своим технико-экономическим и экологическим характеристикам существенно отстает от используемых иностранными авиакомпаниями. В целом износ воздушных судов по общетехническим ресурсам составляет от 60 до 80 % .

Для повышения конкурентоспособности  воздушных авиалиний на международном рынке транспортных работ и услуг прежде всего требуется развитие парка воздушных судов.

Важнейшим направлением является обеспечение  безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт. Вид  непрерывного транспорта, осуществляющего  передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт.

Связь. Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн шт.

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста.

Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы: уровни развития и ключевые проблемы