Характеристика рынка олигополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии;
- изучить поведение олигополистов;
- рассмотреть последствия рынка олигополистической конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие рынка олигополистической конкуренции 3
2 Характеристика рынка олигополистической конкуренции 5
2.1 Основные черты рынка 5
2.2 Модели олигополистической конкуренции 7
2.3 Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополистической конкуренции 16
3 Последствия олигополистической конкуренции 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по экономике отрасли.docx

— 99.93 Кб (Скачать)

Сравнение равновесия Курно и равновесия Штакельберга показывает, что позиция фирмы-лидера более предпочтительна, чем в симметричной ситуации модели Курно, однако если обе фирмы стремятся стать лидерами, это ведет к агрессивной конкуренции и ценовой войне, которая может привести к снижению цен до конкурентного уровня и будет продолжаться до тех пор, пока одна из фирм не откажется от своих притязаний.

3) Модель ломаной кривой спроса.

Модель была разработана  в 1939 г. экономистом Полем Свизи. Основная задача автора модели — объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.

Эта модель исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое  снижение цены одной из фирм, но будут  игнорировать ее повышение. Такое предположение  отражает практику ценообразования  в олигополистических отраслях.

Допустим, что на рынке  присутствуют две фирмы – А  и В, которые имеют приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта, и не существует сговора между фирмами о разделе рынка (рис. 3).

Возможны два варианта поведения фирм:

1) При изменении цены  одной фирмой другая фирма  в точности повторяет ее стратегию  – тогда график спроса для  первой фирмы имеет достаточно  крутой наклон (D2ED2’). Доля рынка  для обеих фирм практически  не изменяется, общий объем продаж  изменяется лишь за счет других  отраслей. Однако рост валового  дохода, связанный с увеличением  продаж, будет полностью перекрыт  его снижением, связанным с  уменьшением цены.

2) При изменении цены  одной фирмой другая не реагирует  на ее действия – тогда график  спроса для первой имеет более  пологий наклон (D1ED1’). Если фирма увеличивает цены, то она теряет часть рынка (так как некоторые клиенты перейдут к конкурентам), но не весь рынок, так как товар дифференцирован. Отдельные покупатели, даже при определенном повышении цены, предпочтут продукцию фирмы 1 и она не будет полностью вытеснена с рынка. Если фирма снижает цены, то она отвоевывает часть рынка у конкурентов.

MR1FMR1’ и MR2GMR2’– графики  предельного дохода исследуемой  фирмы в обоих случаях. 

 
Рисунок 3- Ломаная кривая спроса.

В реальности конкуренты не будут выбирать чистую стратегию  поведения – скорее всего, они будут снижать цены при снижении цен первой фирмой, чтобы не потерять рынок, но не будут повышать цены при повышении цен рассматриваемой фирмой. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы будет ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1Е и неэластичного ЕD2 (на рисунке отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также будет ломаной. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже равновесной цены существует разрыв между эластичным отрезком предельного дохода MR1 и его неэластичным отрезком MR2. Этот разрыв FQ можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода MR1FQMR2’ рассматриваемой фирмы. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмой: MR=MC.

Модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен  при олигополии. Если при исходной равновесной цене P0 прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни для одной  из них нет смысла изменять эту  цену, даже при определенном увеличении издержек. В противном случае или  произойдет перераспределение рынка  в пользу тех фирм, которые воздержались от повышения цен, или в отрасли  начнется ценовая конкуренция и все фирмы уменьшат свои прибыли. Таким образом, положение фирмы, которая изменила цену, только ухудшается.

4) Модель ценового лидерства.

Если фирмы предпочитают сотрудничество, а не агрессивную конкуренцию, они могут осуществлять практику сознательного параллелизма.

Одной из форм сознательного  параллелизма является ценовое лидерство. Преимущество ценового лидерства в отличие от картелей заключается в том, что:

1. Данная форма не противоречит антимонопольному законодательству

2. Фирмы-олигополисты сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.

В условиях ценового лидерства  одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который  регулирует цену продукции, повышая  или понижая ее, а все остальные  фирмы образуют его конкурентное окружение, являясь по сути ценополучателями (при том, что цена в отличие от совершенной конкуренции задается не рынком, а фирмой-лидером).

Ценовой лидер принимает  на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск принятия первым решения обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.

Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

1. Лидерство доминирующей по цене фирмы.

2. Лидерство барометрической фирмы.

Лидерство фирмы, доминирующей по цене возникает обычно, когда:

1) Фирма контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений.

2) Уровень издержек на предприятиях фирмы является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.).

3) Дифференциация продукции фирмы выделяет ее в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.).

Фирма-лидер знает отраслевую кривую спроса и кривую предложения  конкурентного окружения, она назначает  предпочитаемую ею цену в качестве текущей рыночной цены и позволяет  конкурентам свободно торговать  по этой цене. Фирмы конкурентного  окружения определяют оптимальный  объем своего выпуска по формуле  MC=MR, причем MR равна цене доминирующей фирмы.

Рисунок 4 - Модель лидерства доминирующей фирмы

Графическая модель лидерства  доминирующей фирмы представлена на рис. 4. Предположим, что фирма-лидер оценивает кривую рыночного спроса как D, а предложение конкурентных фирм — как Sf (находимое сложением индивидуальных кривых предельных издержек выше средних переменных издержек каждой конкурентной фирмы). Зная долю спроса, которую готовы удовлетворять конкурентные фирмы, доминирующая фирма оценивает кривую спроса на свою продукцию (так называемую кривую остаточного спроса) Dd.

Например, при цене Р1 и выше конкуренты способны удовлетворить весь рыночный спрос, т.е. остаточный спрос доминирующей фирмы равен нулю. При цене Р2 совокупный рыночный спрос равен отрезку Р2С, на долю конкурентных фирм приходится Р2В, а остаточный спрос доминирующей фирмы — ВС. Если мы отложим на отрезке Р2С точку А, так что ВС=Р2А, то получим точку на кривой остаточного спроса доминирующей фирмы. Аналогичным образом получается вся кривая остаточного спроса Dd. При цене ниже Р3 (уровень минимальных средних переменных издержек конкурентных фирм) доминирующая фирма покрывает весь рыночный спрос, так как для конкурентных фирм продолжать производство уже нецелесообразно. Таким образом, полная кривая спроса доминирующей фирмы есть кривая Dd плюс отрезок FD.

Доминирующая фирма находит  точку оптимального производства и  цену, приравнивая MCd=MRd, и откладывая искомый объем Qd на своей кривой спроса. На рисунке это Qd и Pd. При данной цене совокупный рыночный спрос равен Qt единиц, на фирму-доминанта приходится Qd единиц, а конкурентным фирмам остается (Qt-Qd) единиц.

Примерами доминирующих по цене фирм могут служить такие  компании, как Frito-Lay и Pizza Hut. В свое время ценовым лидером были IBM на рынке компьютеров, General Motors в автомобильной промышленности, однако рост конкурирующих фирм ослабили их доминирующие позиции.

Фирма, стремящаяся сохранить  свое лидирующее положение, должна:

1) Избегать краткосрочной максимизации прибыли, делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов).

2) Активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.).

3) Ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное производство (даже если товары доминирующей фирмы будут мало чем отличаться друг от друга, это помешает другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией.

2. Лидерство барометрической фирмы

Данная форма лидерства  предполагает существование в отрасли  нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие). Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры. Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии — подождем и увидим.

Привлекательность ценового лидерства заключается в его возможности устранять перегиб кривой спроса (см. модель ломаной кривой спроса). Фирма — полный и признанный ценовой лидер может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность ликвидации ломаной кривой спроса очень высока.

2.3 Ценовая  координация и неценовая конкуренция  на рынке олигополистической  конкуренции

 

Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

- тайные соглашения;

- молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм  (в том числе в форме ценового  лидерства);

- передачу информации  о ценах через средства массовой  информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих ценовой координации:

- вход на рынок новых  фирм, игнорирующих текущие обычаи  и практику и разрушающих сложившиеся  отношения между продавцами и  покупателями;

- нестабильность отраслевого  спроса;

- технические нововведения, изменяющие издержки отдельных  фирм;

- изменение долей рынка,  которыми владеют отдельные фирмы;

- крайняя дифференциация  продукции;

- частое изменение продукции;

- появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться  к поведению конкурентов и  т.д.

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у  одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они  имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

- усиление дифференциации продукции;

- рост качества обслуживания  покупателей;

- качество и технические  характеристики самого изделия;

- условия кредита;

- стиль и дизайн;

- долговременность использования  и срок гарантии;

- реклама и стимулирование  сбыта;

- расширение номенклатуры  продукции.

3 Последствия  олигополистической конкуренции

 

Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной  экономики. Каковы же последствия олигополии для хозяйственного развития?

1) Ограничение объема  производства ниже того уровня, который существовал бы при  совершенной конкуренции, в краткосрочной  перспективе может привести к  громадному увеличению прибыли  участников олигополии.

Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей  деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

2) Сговор и ограничение  предложения оказываются особенно  успешными в случае: высокой рыночной  концентрации предложения товара, быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и  предложения товара; высоких барьеров  для вступления на рынок.

3) Контролировать рынок  со временем становится все  труднее и труднее. Это связано  с тем, что, по мере того  как новые компании, привлеченные  высокой прибылью, преодолевают  барьеры для вхождения в отрасль,  предложение на рынке увеличивается.  Одновременно снижается и спрос,  так как растет экономия, а  также появляются новые заменители  данной продукции.

Информация о работе Характеристика рынка олигополистической конкуренции