Характеристика рынка олигополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии;
- изучить поведение олигополистов;
- рассмотреть последствия рынка олигополистической конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие рынка олигополистической конкуренции 3
2 Характеристика рынка олигополистической конкуренции 5
2.1 Основные черты рынка 5
2.2 Модели олигополистической конкуренции 7
2.3 Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополистической конкуренции 16
3 Последствия олигополистической конкуренции 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по экономике отрасли.docx

— 99.93 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие  рынка олигополистической конкуренции 3

2 Характеристика  рынка олигополистической конкуренции 5

2.1 Основные  черты рынка 5

2.2 Модели  олигополистической конкуренции 7

2.3 Ценовая  координация и неценовая конкуренция  на рынке олигополистической  конкуренции 16

3 Последствия  олигополистической конкуренции 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  такая модель рынка как олигополистическая конкуренция заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой  общественности, так как эта модель рынка постепенно образует ядро современной  структуры рынков (в большинстве  основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы  к дальнейшему укреплению.

В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные теории олигополии: модель Курно, ломаная кривая спроса, модель «лидерство в ценах». Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. К тому же любая модель олигополии должна содержать, прежде всего, схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке.

Рынок олигополии характерен и для экономики России. К олигополии относятся автомобильная промышленность, производство стали, электрооборудования.

Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос  потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших  потерь в объеме продаж.

Цель данной работы изучить  особенности рыночной модели – олигополии.

Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- показать характеристики  олигополии;

- изучить поведение олигополистов;

- рассмотреть последствия  рынка олигополистической конкуренции.

1 Понятие рынка  олигополистической конкуренции

 

Олигополией называется рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифферинцированным, и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Олигополистическая конкуренция  возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и  отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой  фирме проникнуть крайне сложно. В  этих условиях каждый участник чутко  реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно  относится к изменению цены на свою продукцию.

Существуют следующие  виды олигополистического рынка:

1) Однородная (недеференцированая) олигополия — когда на рынке работает  несколько предприятий, производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция  — продукция, не отличающаяся разнообразием  типов, сортов, размеров, марок.

2) Неоднородная (деференцированая) олигополия - несколько предприятий производят неоднородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция  — продукция, отличающаяся широким  разнообразием типов, сортов, размеров, марок. 

3) Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.

4) Дуополия — когда на рынке работает только 2 производителя или продавца данной продукции. 

Примеры олигополистического  рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного  инвентаря, многих бытовых электроприборов.

2 Характеристика  рынка олигополистической конкуренции

2.1 Основные  черты рынка

 

К основным чертам рынка  олигополистической конкуренции можно  отнести:

1) Небольшое количество  фирм в отрасли.

Господство в отрасли  нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий  — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополистической конкуренции деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополистической конкуренции и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

2) Однородность или дифференцированность продукта.

Тип производимого олигополией  продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

а) Если потребители не имеют  особых предпочтений к какой-либо фирменной  марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль  называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами  практически однородной продукции  выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

б) Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между  товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым  услугам), так и мнимой (фирменная  марка, упаковка, реклама), то продукция  считается дифференцированной, а  отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить  рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

3) Степень влияния на  рыночные цены.

Степень влияния фирмы  на рыночные цены высока.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или

L=(P-MC)/P,                                                        (1)

где L – коэффициент Лернера; P — цена единицы продукции; MC — величина предельных издержек.

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0

4) Барьеры.

Вход на рынок для новых  фирм труден, но возможен.

При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

а) Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

б) Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

2.2 Модели  олигополистической конкуренции

 

Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением.

Многообразие форм поведения  олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение рынка олигополистической конкуренции.

Условно принято разделять  олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх  и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. В качестве примера модели кооперированной олигополии будет рассмотрена модель ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство).

1) Модель Курно — модель равновесия в условиях некооперированной олигополии. Данная модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным.

Модель Курно представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Модель дуополии Курно

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом. Его выпуск составляет q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR=МС=0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка достигнет максимума. Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Oq1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD' кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента q1D', а величина его выпуска равна q1q2, что даст возможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене, OD'(1/2 x 1/2 = 1/4).

На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния

Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.

На рис. 2 кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмы как функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как функцию от выпуска первой.

Рисунок 2 - Кривые реагирования

Кривые реагирования можно  использовать для того, чтобы показать, как устанавливается равновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная  с выпуска q1 = 12 000, то это приведет к осуществлению равновесия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно.

2) Модель Штакельберга.

Модель Курно при всех своих достоинствах, с момента своего появления вызвала немало критики. Данную модель обвиняли в чрезмерной упрощенности и нереалистичности ее исходных допущений, поскольку в модели Курно: олигополисты не предполагают возможность изменения объемов выпуска своих конкурентов; поведение фирм на рынке совершенно одинаково (симметрично). Между тем на практике олигополисты могут придерживаться различных типов поведения.

Модель асимметричной олигополии была предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эта модель развивает идеи Курно. Так же как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь.

Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска по сути как монополист.

Информация о работе Характеристика рынка олигополистической конкуренции