Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ 5
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса страны 5
1.2 Критерии выделения малых предприятий 6
1.3 Правовые основы малого бизнеса 7
1.4 Структура и развитие малого бизнеса в экономике России 9
1.5 Государственная поддержка малого бизнеса 16
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СМОЛЕНЩИНЕ, ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины 19
2.2 Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области 19
2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в регионе 22
2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины и поиск путей их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат МОЙ по экономике 2010(испр).doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 

Однако вклад малого и среднего предпринимательства  в экономику Смоленской области еще пока незначителен и отстает от общероссийских показателей. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 9,7 процента (общероссийский показатель - 11,4 процента), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Смоленской области равна 10,7 процента (общероссийский показатель - 17,8 процента).

Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых и средних предприятий незначительна.

2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины  и поиск путей их решения

Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены, однако, проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

- неустойчивость и  незавершенность законодательной  базы, регулирующей деятельность  малого и среднего предпринимательства;

- административные барьеры в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

- недостаток финансовых  ресурсов (недостаточность собственного  капитала и оборотных средств)  для модернизации и развития  предприятий; 

- трудности с получением  банковского кредита и высокая процентная ставка по кредиту;

- недостаток производственных  площадей, высокая арендная плата; 

- ограниченные возможности  в продвижении на рынок производимой  продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий;

- слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

- недостаточный управленческий  уровень и низкая обеспеченность  кадрами; 

- невысокая эффективность  функционирования системы обучения  и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное информационное  обеспечение в сфере предпринимательской  деятельности.

Сложившаяся ситуация в  этом секторе экономики требует  совершенствования государственной  политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Решение существующих проблем  и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области возможны только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных направлениях: информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказании деловых услуг, налаживании деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что касается работы  Администрации Смоленской области  в этом направлении, то  на настоящий момент действует долгосрочная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2009 - 2012 годы, принятая 02.10.2008 [10]. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение его вклада в социально-экономическое развитие Смоленской области.  Общий объем финансирования программы составляет 1441,606 млн. рублей, из них:

- средства областного  бюджета - 1208,4 млн. рублей;

- средства федерального  бюджета - 233,206 млн. рублей .

Задачами программы  являются:

- создание инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 

- оказание финансовой  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 

-оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ,  услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства  в области подготовки, переподготовки  и  повышения квалификации  кадров;

- информационная поддержка  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе постарались  охарактеризовать малое предпринимательство  в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства на Смоленщине, анализировать основные и наиболее острые его проблемы и обозначить пути их решения.

Отметив необходимость  разделения фирм на крупные, средние  и мелкие, выяснили, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже  имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы  деятельности, то малый бизнес имеет  свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Говоря о малом бизнесе  надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это  единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Выяснено, что на данном этапе развития малого бизнеса Смоленщины  в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; ограниченные возможности в продвижении на рынок производимой продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий; слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области; недостаточный управленческий уровень и низкая обеспеченность кадрами;  недостаточное информационное обеспечение в сфере предпринимательской деятельности.

Негативное отношение  к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно  заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый  бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится, и реализация областной целевой программы  «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2009 - 2012 годы принесет ожидаемые результаты.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже  реальность, от его развития, от отношения  общества и государства к этой сфере экономики зависит и  развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабкин, А.И. Малый бизнес [Текст]:учебное пособие / А.И. Бабкин. – М.: Экономика и финансы, 2006. – 238 с.
  2. Гандилова, Т. Т. Правовые проблемы малого предпринимательства [Текст]:учебное пособие / Т.Т. Гандилова. – М.: Экзамен, 2006. –  151 с.
  3. Гришин, И.А. Сила в малом…[Текст]/ И.А.Гришин //Российское предпринимательство-2006-N7-С.24-29.
  4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята 12.12.1993г.]//КонсультантПлюс:справочно-правовая система.
  5. Копылов Е. А. Проблемы становления малого бизнеса в России / Е. А. Копылов. – М.: Книжный мир, 2007. –  96 с.
  6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [электоронный ресурс]:[Федеральный закон принят Государственной думой 19.07.2007г. ; Одобрен советом Федерации 24.07.2007г. ; по состоянию на 15.10.2010г.] //КонсультантПлюс:справочно-правовая система.
  7. Недосекин С.А. Развитие малого предпринимательства и экономический рост [Текст] / С.А.Недосекин //Предпринимательство-2007-N1-С.98-101
  8. Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2008
  9. Ясин, Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [Текст]:учебное пособие / Е.Г. Ясин. – М.: Новое издательство, 2004. – 237 с.
  10. www.admin.smolensk.ru - Официальный сайт администрации Смоленской области.
  11. www.gks.ru –Официальный сайт Федерального агентства по статистике.
  12. www.r67.nalog.ru–Официальный сайт управления ФНС России по Смоленской области

 


Информация о работе Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития